Кольский 2014. Северные горы.

Хибины. Перевал Южный Рисчорр.

Северные горы – Ловозерские тундры и Хибины, не такие высокие как Кавказ (гора Эльбрус- 5642 м.) и не такие обширные как Алтай (длина 1847 км. – ширина 1282 км.), но по красоте, самобытности и уникальности абсолютно им не уступят.

Расположенные рядом друг с другом, они как Инь и Янь являются противоположностью друг друга. Темно-серые, каменистые осыпи, мрачные перевалы, покрытые редкими мхами и лишайниками. Таинственное Сейдозеро – место шаманов, пристанище духов и ариев. Место силы, край аномальных явлений и легенд. Все это – Ловозерские тундры. Горнолыжные курорты, множество трекинговых маршрутов, поросшие лесом светлые долины, перевалы, покрытые ковром из мха и лишайников, множество озер, в которых отражаются горы, это Хибины.

Такими они показались нам при первой встрече, и последующие наши путешествия подтвердили наши первые впечатления.

Знакомство с Ловозерскими Тундрами началось с горы Аллуайв (1050,9 м.) и перевала Геологов ( 998,4 м.). Дорога, ведущая к горе и перевалу, начинается не доезжая ГОКа, в виде едва заметной отворотки  и поначалу вполне сносная даже для кроссовера, тот же Duster проедет без проблем. Но на верху нужен нормальный внедорожник на MT-шке или еще более “злой” резине. Дорога почти исчезает, и двигаться приходится по “направлению”, усыпанному крупными камнями.

Гора Аллуайв.
Перевал Геологов. Западный цирк Раслака.
Перевал Геологов. Вид на Умбозеро.

Дальше дорога идет по перевалу геологов от горы Аллуайв на юго-востоке к возвышенности Ангвундасчорр, расположенной между горой Кедыкварпахк и одноименной горой Ангвундасчорр.

Озеро Горное.

У подножия горы Кедыкварпахк раскинулось небольшое живописное озеро Горное.

Перевал Геологов. Вид на гору Аллуайв.

Мучить машины не хотелось, тем более мы не планировали двигаться дальше вглубь горного массива, и мы оставили их в начале перевала.

Перевал Геологов. Западный цирк Раслака.
Перевал Геологов.

Эпическое зрелище – дождевой фронт, от которого мы бежали от самой Териберки, достиг Ловозерских тундр. Огромное облако начинает вползать в не менее огромный цирк. Вскоре оно упрется в перевал и начнет перетекать через него. Сразу станет темно, холодно и сыро. Северные горы – характер у них суровый даже летом.

Маленькое облачко словно разведчик ощупывает крутой склон перевала, выискивая дорогу перед подходом главных сил.

Фронт движется очень быстро. Совсем немного времени, и перевал скрывается в облаках.

Перевал Геологов.
Спуск с горы Аллуайв.

Видимость ухудшалась с такой скоростью, что мы вынуждены быстро свернуть фототехнику и начать спуск. И вовремя. Если на перевале было еще хоть что-то видно, то на склоне нас настигла настоящая ночь. В некоторых местах приходилось выходить из машины и искать дорогу буквально на ощупь.

На берегу Ловозера.

Ночевать решили на берегу Ловозера, недалеко от одноименного населенного пункта. Село Ловозеро, часто называют «столицей русской Лапландии», культурный центр саамов, коренных жителей Кольского полуострова. Здесь проводится множество мероприятий, связанных с их историей и культурой. Времени у нас было немного, но “Музей истории кольских саамов” мы посетили, и были в восторге.

Погода окончательно испортилась, но, как говориться, нет плохой погоды, есть плохая одежда!  К тому же дождь и холод разогнали кровососов, а это великое счастье.

На следующий день наши пути разделились. Экипаж “Эльки” рванул куда-то в сторону Умбы, на рыбалку. А мы направились в Хибины.

Остатки лавины на перевале Кукисвумчорр.

Остатки лавины, сошедшей в мае со склона горы Кукисвумчорр (1141 м.), местами все еще выше крыши машины. Вроде все понятно, северные горы, суровый климат, и все равно для жителя средней полосы России видеть такие сугробы в конце июля неожиданно.

Наша цель в этой поездке в Хибины – озеро Академическое. А пока наш путь лежит до базы КСС и гостиницы «Рамзай-Север», часто это место называют базой Куэльпорр. Там мы переночуем и двинемся до озера пешком.

Хибины. Дождевое облако.

Непогода, от которой мы убегали от самой Териберки, которая согнала нас с перевала Геологов в Ловозерских Тундрах, настигла нас и в Хибинах.  Стало темно и резко похолодало. Несмотря на привычку к ночевкам в палатках, мы порадовались, что едем в гостиницу.

Утром, еще раз посмотрев маршрут, мы решили облегчить себе дорогу и часть маршрута пройти на машине. Бедному “Серому Коту” пришлось очень несладко, но он преодолел шесть километров в западном направлении и доставил нас почти к подножию перевала Южный Рисчорр.

Перевал Южный Рисчорр.
Перевал Южный Рисчорр. Восточный склон.

Поднявшись на перевал, мы, что называется, свернули не туда. На озеро Академическое с перевала два пути. Первый менее утомительный – уйти с седловины вправо, вверх, чтобы потом по ровной местности дойти до впечатляющего цирка над озером. Второй – спуститься с восточного склона перевала и попасть на озеро Академическое после долгого спуска и утомительного подъема. Мы ухитрились пойти по второму маршруту.

На горизонте Умбозеро и Ловозерские Тундры.
Хибины.
Хибины. Альпийские маки.
...

Немного забегая вперед скажу, что со временем мы узнаем разницу между первым и вторым маршрутом. И да, маршрут со спуском по восточному склону более утомительный. Но красота этого маршрута окупает все энергозатраты. Однозначно стоит пройти оба маршрута.

Озеро Академическое.

А вот с конечной целью нашего пешего похода не повезло. Погода испортилась, и никакого голубого неба, отражающегося в озере, мы не получили. Впрочем, серого неба тоже не получили. Поднявшийся ветер мелкой рябью разбил зеркало озера на мелкие кусочки и лишил нас отражения неба и гор. Зато бурное воображение увидело в снежнике на склоне цирка скачущих сказочных единорогов.

Вид на восток, на Умбозеро и Ловозерские Тундры.

Проведя у озера довольно много времени, улучшения погоды мы так и не дождались. И, бросив, прощальный взгляд на восток, отправились обратно.

Перевал Южный Рисчорр.

О, северные горы, как вы капризны и переменчивы! Стоило нам выйти на “финишную прямую”, как погода наладилась. Это был финальный снимок, потому что пока мы дошли до перевала, погода снова испортилась.

К этому моменту мы здорово устали, но за перевалом нас ждал верный “Серый кот”. Он возьмет на себя на себя тяготы последних километров и доставит нас к теплому и уютному номеру в гостинице.

2014 г.

Скалы Териберки.
ПРЕДЫДУЩАЯ Кольский 2014. Сопки Териберки.
СЛЕДУЮЩАЯ Кольский 2014. По дороге обратно.