Кольский 2014. По дороге обратно.

Шаваньская плотина.

Кольский 2014. По дороге туда.

Кольский 2014. Мустатунтури.

Кольский 2014. Рыбачий.

Кольский 2014. Швабская дорога.

Кольский 2014. Сопки Териберки.

Кольский 2014. Северные горы.

Обратный путь оказался тернист и извилист. Были запланированы еще несколько точек, в том числе Кузоменьские пески и Шаваньская плотина, плюс недельный отдых в Калевале на турбазе «Велт».

На турбазе нас ждали через два дня, и мы свернули на Умбу. С расчетом на следующий день проехать по Терскому берегу до устья Варзуги, посмотреть на Кузоменьские пески и вернуться обратно в Умбу.

Белое море. Терский берег.

И тут все пошло наперекосяк. Еще по дороге к Умбе левое переднее колесо начало «посвистывать» так громко, что стало слышно сквозь гул МТ-шной резины. Далее звук прогрессировал, и стало ясно, что кончина ступичного подшипника — дело ближайшего времени.

Чтобы сэкономить ресурс умирающего подшипника, мы вернулись на грейдер к Варзуге, проехав всего треть от запланированного пути по берегу Белого моря. В надежде, что на ровной дороге, без форсирования ручьев и рек, впадающих в море, он продержится дольше, и мы успеем посмотреть на Кузоменьские пески.

Кузоменьские пески расположены в юго-восточной части Кольского полуострова вдоль побережья Белого моря по обе стороны от устья Варзуги на протяжении 13 километров. Точное время образования не известно, но три-четыре века назад они тут уже были. Упоминание о них есть в лоции о Варзуге XVII века: «… с нижней стороны верст на десять пойдут пески, и лес будет уходить от берега дальше… А выше в десяти верстах наволок толстый, а от наволока вниз к Варзуге берега песчаны, лес от берега далеко».
Люди тоже добавили свой вклад: вырубки леса для строительсва и нужд солеварен, выпаса скота — все это дало толчёк к расширению площади песков. И к середине XIX века площадь подвижных песков увеличилась настолько, что под воздействием ветра они начали засыпать окрестные леса, реку и село Кузомень.
В настоящее время Кузоме́ньские пески́ занимают 1600 гектар, из которых 800 гектар находятся на правом берегу Варзуги. В начале XXI века власти Мурманской области начали проводить мероприятия по остановке распространения песков, но пока не преуспели.

В Кузоменьских песках.
В Кузоменьских песках.

 Почти получилось. Для начала мы закопались в чудесный, тепленький сухой песочек. Яркий пример — не ленитесь «приспустить» колеса. Мы поленились, и вот результат. Не на днище конечно, но сидим.

В Кузоменьских песках.
В Кузоменьских песках.

Быстренько приподняли, подсыпали песочку, положили под колеса обломки досок, «приспустились до единички», и вот мы на свободе.

Пока проделывали эти операции, выяснили, что левое переднее колесо имеет большой люфт. Другими словами, свободно болтается на остатках ступичного подшипника. Сколько еще будет длиться агония — не понятно, но ясно, что надо возвращаться. 

Кузоменьские пески.
Кузоменьские пески.
Река Варзуга.

Пока вызволяли «Серого Кота» из песчаного плена, свободная от копания песка часть экипажа успела немного оглядеться и сделать несколько фотографий песчаных барханов и реки Варзуги.

Умба. Закат.

Последний вечер на Кольском подарил красивый закат.

Кандалакшский залив.

Кандалакшский залив — вид со смотровой площадки на шоссе Кандалакша — Умба. Последняя фотография этого путешествия, сделанная на Кольском. Впереди Карелия, внеплановый ремонт, неделя комфортного отдыха и последняя цель нашего путешествия — уникальная Шаваньская плотина.

Водосливная Шаваньская плотина — построена по проекту инженера Климента Михайловича Зубрика, в 7 км к северу от поселка Надвоицы на реке Выг. Инженер, как и строители, были заключенными 5-го (надвоицкого) отделения Белбалтлага. Введена в эксплуатацию в 1933 году. Длина плотины – 104 м, высота водослива – 13,5 м. Основной конструкционный материал — дерево. Плотина переливная, дерево постоянно смачивается водой и не гниет.

Время и «умелое» хозяйствование привели к повреждению конструкции плотины. Между навигациями 2016-2017 годов был проведен аварийный ремонт с максимальным сохранением первоначального облика плотины. О качестве ремонта можно судить по тому, что в августе того же 2017 года во время осеннего паводка, произошло разрушение тех же секций плотины, на которых был выполнен аварийный ремонт.

В 2019 году, все так же находящаяся в аварийном состоянии Шаваньская плотина, включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Подробнее о плотине можно прочитать здесь.

Шаваньская плотина.
Шаваньская плотина.
Шаваньская плотина.
Шаваньская плотина.
Шаваньская плотина.

Мощь и красота этого места завораживает… Можно до бесконечности наблюдать, как безмятежная водная гладь, отражающая небо с белыми «барашками», переламывается на сливной грани плотины и падает вниз рядами белых струй, в мириадах сверкающих на солнце капель.

Хочется надеяться, что включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия поможет сохранить это чудо инженерной мысли. И еще многие поколения смогут насладиться этим зрелищем.

2014 г.

Хибины. Перевал Южный Рисчорр.
ПРЕДЫДУЩАЯ Кольский 2014. Северные горы.
СЛЕДУЮЩАЯ Кольский 2015. Водопад на Титовке.
Водопад на Титовке.

Оставьте комментарий