Кольский 2014. По дороге обратно.

Шаваньская плотина.

Обратный путь оказался тернист и извилист. Были запланированы еще несколько точек, в том числе Кузоменьские пески и Шаваньская плотина, плюс недельный отдых в Калевале на турбазе «Велт».

На турбазе нас ждали через два дня, и мы свернули на Умбу. С расчетом на следующий день проехать по Терскому берегу до устья Варзуги, посмотреть на Кузоменьские пески и вернуться обратно в Умбу.

Белое море. Терский берег.

И тут все пошло наперекосяк. Еще по дороге к Умбе левое переднее колесо начало “посвистывать” так громко, что стало слышно сквозь гул МТ-шной резины. Далее звук прогрессировал, и стало ясно, что кончина ступичного подшипника – дело ближайшего времени.

Чтобы сэкономить ресурс умирающего подшипника, мы вернулись на грейдер к Варзуге, проехав всего треть от запланированного пути по берегу Белого моря. В надежде, что на ровной дороге, без форсирования ручьев и рек, впадающих в море, он продержится дольше, и мы успеем посмотреть на Кузоменьские пески.

Кузоменьские пески расположены в юго-восточной части Кольского полуострова вдоль побережья Белого моря по обе стороны от устья Варзуги на протяжении 13 километров. Точное время образования не известно, но три-четыре века назад они тут уже были. Упоминание о них есть в лоции о Варзуге XVII века: “… с нижней стороны верст на десять пойдут пески, и лес будет уходить от берега дальше… А выше в десяти верстах наволок толстый, а от наволока вниз к Варзуге берега песчаны, лес от берега далеко”.
Люди тоже добавили свой вклад: вырубки леса для строительсва и нужд солеварен, выпаса скота – все это дало толчёк к расширению площади песков. И к середине XIX века площадь подвижных песков увеличилась настолько, что под воздействием ветра они начали засыпать окрестные леса, реку и село Кузомень.
В настоящее время Кузоме́ньские пески́ занимают 1600 гектар, из которых 800 гектар находятся на правом берегу Варзуги. В начале XXI века власти Мурманской области начали проводить мероприятия по остановке распространения песков, но пока не преуспели.

В Кузоменьских песках.
В Кузоменьских песках.

 Почти получилось. Для начала мы закопались в чудесный, тепленький сухой песочек. Яркий пример – не ленитесь “приспустить” колеса. Мы поленились, и вот результат. Не на днище конечно, но сидим.

В Кузоменьских песках.
В Кузоменьских песках.

Быстренько приподняли, подсыпали песочку, положили под колеса обломки досок, “приспустились до единички”, и вот мы на свободе.

Пока проделывали эти операции, выяснили, что левое переднее колесо имеет большой люфт. Другими словами, свободно болтается на остатках ступичного подшипника. Сколько еще будет длиться агония – не понятно, но ясно, что надо возвращаться. 

Кузоменьские пески.
Кузоменьские пески.
Река Варзуга.

Пока вызволяли “Серого Кота” из песчаного плена, свободная от копания песка часть экипажа успела немного оглядеться и сделать несколько фотографий песчаных барханов и реки Варзуги.

Умба. Закат.

Последний вечер на Кольском подарил красивый закат.

Кандалакшский залив.

Кандалакшский залив – вид со смотровой площадки на шоссе Кандалакша – Умба. Последняя фотография этого путешествия, сделанная на Кольском. Впереди Карелия, внеплановый ремонт, неделя комфортного отдыха и последняя цель нашего путешествия – уникальная Шаваньская плотина.

Водосливная Шаваньская плотина – построена по проекту инженера Климента Михайловича Зубрика, в 7 км к северу от поселка Надвоицы на реке Выг. Инженер, как и строители, были заключенными 5-го (надвоицкого) отделения Белбалтлага. Введена в эксплуатацию в 1933 году. Длина плотины – 104 м, высота водослива – 13,5 м. Основной конструкционный материал – дерево. Плотина переливная, дерево постоянно смачивается водой и не гниет.

Время и “умелое” хозяйствование привели к повреждению конструкции плотины. Между навигациями 2016-2017 годов был проведен аварийный ремонт с максимальным сохранением первоначального облика плотины. О качестве ремонта можно судить по тому, что в августе того же 2017 года во время осеннего паводка, произошло разрушение тех же секций плотины, на которых был выполнен аварийный ремонт.

В 2019 году, все так же находящаяся в аварийном состоянии Шаваньская плотина, включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Подробнее о плотине можно прочитать здесь.

Шаваньская плотина.
Шаваньская плотина.
Шаваньская плотина.
Шаваньская плотина.
Шаваньская плотина.

Мощь и красота этого места завораживает… Можно до бесконечности наблюдать, как безмятежная водная гладь, отражающая небо с белыми “барашками”, переламывается на сливной грани плотины и падает вниз рядами белых струй, в мириадах сверкающих на солнце капель.

Хочется надеяться, что включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия поможет сохранить это чудо инженерной мысли. И еще многие поколения смогут насладиться этим зрелищем.

2014 г.

Хибины. Перевал Южный Рисчорр.
ПРЕДЫДУЩАЯ Кольский 2014. Северные горы.
СЛЕДУЮЩАЯ Кольский 2015. Водопад на Титовке.
Водопад на Титовке.

Комментарии закрыты.