Кольский 2014. Швабская дорога.

Швабская дорога.

Кольский 2014. По дороге туда.

Кольский 2014. Мустатунтури.

Кольский 2014. Рыбачий.

Переночевав на Среднем, отправляемся дальше. Наша цель — Scwabenweg или Швабская дорога, проложенная во время войны немцами. Проходящая вдоль всего южного подножья Мустатунтури и уходящая на Печенгу, она позволяла быстро доставлять подкрепление и все необходимое для ведения боевых действий или эвакуировать раненых в тыл, что позволило горным егерям во время боев на Мустатунтури устроиться с максимальным комфортом.

Швабская дорога (немецкий — Scwabenweg) строилась во время войны с 1942 по 1944 год, немецкой военно-строительной организацией Тодта (немецкий — Organisation Todt). Протяженностью 36 километров, проложенная в условиях горного рельефа со множеством озер, она по сей день является настоящим инженерным шедевром.

Строилась дорога немецкими инженерами и рабочими, двумя бригадами навстречу друг другу. Примерно на 20-м километре, на месте встречи бригад на скале выбит знак с эмблемой немецкой военно-строительной организации Тодта, названием дороги и датой окончания строительства.

Проложенная в условиях горного рельефа со множеством озер, Швабская дорога поражает своим качеством даже через 72 года. На ней нет резких крутых подъемов и спусков, она не штурмует вершины сопок, она грамотно вписана в рельеф. Проще говоря, она извилистая, но почти идеально ровная! После колдобин и горок других окрестных дорог она воспринимается как чудо.

Швабская дорога. Мустатунтури.
Швабская дорога. Мустатунтури.

После войны дорога никогда не обслуживалась и мало эксплуатировалась. Иногда по ней ездят танки и другая военная техника во время учений, что точно не улучшает ее состояния. И, тем не менее, Швабская дорога сохранилась практически идеально.

Швабская дорога. Один из разрушенных мостов.
Швабская дорога. Объезд.

Если бы не сгнившие или разрушенные мосты, то двигаться по ней было бы можно даже на легковой машине. Конечно не лететь с ветерком, но всяко быстрее и с меньшим риском, чем например по дороге от Титовки до Мустатунтури.

Вдоль дороги встречается множество построек военного назначения в разной степени сохранности.

Контрольный пункт “Норд”.
Контрольный пункт “Норд”.
Контрольный пункт “Норд”.
Контрольный пункт “Норд”.

Руины контрольного пункта “Норд”, кладка на уцелевших стенах в отличном состоянии, а откосы дверей и окон как вчера сделали. И это почти три четверти века без ухода в суровом северном климате.

Один из входов бомбоубежище.
Швабская дорога. Капонир.

Один из входов в бомбоубежище и остатки капонира. Есть и множество других более мелких объектов: пулеметные гнезда, траншеи т.д.

Когда мы вернулись к машине после осмотра контрольного пункта «Норд», мы выяснили, что произошло нечто приятное. Бес неповиновения устыдился и покинул нашу машину, приборная панель погасла, а раздатка ожила. Не знаю, что это было, но все заработало, и больше эта проблема не появлялась. И это сильно облегчило нам жизнь.

Домик "Дитля".

Самый хорошо сохранившийся объект на Швабской дороге — дом врачей, обслуживавших пункт «Норд». В интернете часто встречается название “домик Дитля”. Постройка действительно отлично сохранилась — каменная кладка стен и крыша в полном порядке.

Швабская дорога.

Несмотря на испортившуюся погоду, время от времени поливающую нас дождичком, не остановиться и не любоваться открывающимися видами просто невозможно.

Швабская дорога. Брод через Печенгу.

К Печенге подъехали в разгар прилива. Шансов преодолеть брод никаких, а до отлива несколько часов. Есть еще один нюанс, в настоящее время Швабская дорога упирается в полигон морпехов. И если на нем будет проводиться  учебная стрельба, то проехать тоже не удастся. Придется подождать, пока все закончиться, и за бруствер лучше не высовываться.

...

Наконец-то хоть и вынужденный, но такой приятный и своевременный отдых. До отлива несколько часов! И мы воспользовались ими по полной программе. Прежде всего соорудили баньку и как следует все вымылись. Потом сытно поужинали и предались прекрасному ничегонеделанию.

Устье Печенги.

Даже рыбку попытались половить. Правда без особого успеха, но иногда важен сам процесс.

Печенгский залив. Закат.

Конец дня порадовал красивым закатом. Легкий ветерок, сдувающий кровососов, нежные цвета и безмятежное спокойствие.

Пик отлива пришелся на полночь. К этому моменту брод превратился в мелкий ручеек ниже ступицы. Прощальный взгляд на погрузившийся в дрему Печенгский залив, и мы покидаем его уютный берег.

Кольский 2014. Сопки Териберки.

Кольский 2014. Северные горы.

Кольский 2014. По дороге обратно.

2014 г.

Мыс Скорбеевский.
ПРЕДЫДУЩАЯ Кольский 2014. Рыбачий.
СЛЕДУЮЩАЯ Кольский 2014. Сопки Териберки.
Скалы Териберки.

Комментарии закрыты.