Кольский 2014. По дороге туда.

Музей "Подводная лодка Б-440".

В этот раз поехали через Вологду с с расчетом посетить музей “Подводной лодки Б-440” в городе Вытегра, посмотреть деревянные церкви в деревне Саминский погост, выйти на М18 “Кола ” через Медвежьегорск и где-то дальше соединиться с другими участниками поездки.

Не знаю как сейчас, но в 2014 году дорога по сравнению маршрутом по Ленинградке мимо Чудова, на Волхов и Старую Ладогу, с выходом на М18 в районе Новой Ладоги оказалась чуть похуже. Точнее до Вытегры и после нее дороги вполне сносны, а вот в самой Вытегре… Надеюсь с той поры, что-то изменилось в лучшую сторону.

Музей “Подводной лодки Б-440”.

Лодка стоит недалеко от речного вокзала, но за деревьями ее не видно. Есть единственный информационный щит, других указателей нет. Но при желании найти лодку можно.

Музей “Подводной лодки Б-440” был открыт в 2005 году. Основой музея стала дизель-электрическая подводная лодка 641-го проекта (по классификации НАТО – “Фокстрот”), сошедшая со стапеля Ново-Адмиралтейского судостроительного завода в Ленинграде в 1969 году. 

После ввода в состав флота в декабре 1970 года и до исключения из состава флота в 1998 году субмарина несла  боевую службу сначала в составе Северного флота, а затем с 1992 года – Балтийского, выполняя характерные для ее класса задачи.

Коме этого “Б-440” известна инцидентом, произошедшим 12 августа 1989 года к юго-востоку от острова Медвежий в международных водах. В тот день лодка попала в трал норвежского рыболовецкого траулера “Орион”.  Зацепив трал, лодка не смогла освободиться и всплыла в надводное положение. В итоге трал срубили топорами и кувалдами. Незастрахованный трал, оцененный в 70 000 $, была уничтожен. Во время переговоров капитан лодки  ее национальную принадлежность скрыл и донесение на командный пункт не сделал. Однако все стало известно, поскольку норвежцы сфотографировали лодку.

К сожалению, случаи когда “стальные рыбы” становились весьма неприятным и даже смертельно опасным уловом, не редки. Кроме уничтоженных сетей, подобная добыча иногда приводила к гибели рыбацкого судна и людей. Только в 80-х годах XX века в районе Ирландского моря при загадочных обстоятельствах пропали без вести 16 рыболовных судов с 53 моряками. Профсоюзы рыбаков обвиняют в этом подводные лодки, попав в сети траулера субмарина тащит его за собой и порой топит его. И это не предвзятость рыбаков. Только в том же 1989 году, кроме “Б-440” в сетях рыбаков побывали: ПЛ ФМС Франции “Ла Прайя”, ПЛА ВМС США “Хьюстон” SSN-713,ПЛАРБ ВМС Великобритании “Резолюшн”, и еще две советских, две американских, две британских неопознанных субмарины. К счастью, в 1989 году обошлось без жертв.

В 2005 году, после реконструкции и переоборудования в музей, «Б-440» была пришвартована к пирсу на берегу Вытегорского водохранилища. При реконструкции постарались максимально сохранить механизмы и оборудование.

Несмотря на некоторые “шероховатости” в организации работы с туристами, музей «Подводная лодка Б-440» нам понравился. Мы прошли по семи отсекам, посмотрели торпедные аппараты, заглянули в каюты командира и офицеров. И наверное самое интересное, побывали на центральном командным посту. С огромным количеством приборов для управления подводной лодкой, ведения боевых действий, навигации и связи другими отсеками.

К тому же нам сильно повезло – в составе экскурсии оказался человек, служивший на однотипной подводной лодке и рассказавший нам много интересного.

Андома-гора.

От Вытегры до Андома-горы около 40 километров по хорошей на тот момент дороге. И выводит она практически к самому обрыву.

В сети много восторженных отзывов о видах, открывающихся с Андома-горы, и это правда. Особенно в хорошую безветренную погоду, когда небо отражается в зеркале онежской воды и придает ей насыщенный синий цвет.

Андома-гора. Вид на Юг.

К сожалению, во время шторма в ноябре 2013 года, была окончательно утрачена местная достопримечательность – масляный Андомский маяк. К лету 2014 года от него остался только фундамент.

Саминский погост.

Саминский погост расположен в 45 километрах от Вытегры на правом берегу реки Самина. Прекрасная деревянная шатровая церковь Ильи Пророка видна прямо с дороги.

Раньше рядом были расположены две церкви: Ильи Пророка постройки 1692-1702 годов и Тихвинской иконы Божией Матери, построенной в 1897 году, на фундаменте более древней, разобранной из-за ветхости церкви Флора и Лавра, построенной в 1656 г . Одна из них использовалась в холодное время года, другая в тёплое.

“Умелое и рачительное” использование коммунистами исторического наследия нанесло обеим церквям огромный вред. В церкви Ильи Пророка размещался клуб, а в Тихвинской зернохранилище. В итоге для последней это привело к фатальным последствиям, загниванию сруба и обрушению. Каких-либо действий по спасению уникального памятника русского деревянного зодчества принято не было.

Церковь Ильи Пророка (1692-1702 г.г.).
Церковь Ильи Пророка (1692-1702 г.г.).

В итоге пейзаж над рекой Самина украшает единственная сохранившаяся церковь Ильи Пророка.

Мост через реку Самина.

Сама деревня Саминский погост носит явные следы упадка и вымирания. Брошенные дома вперемешку с жилыми, развалины, мост через реку Самина в аварийном состоянии.

Немного побродив, отправляемся дальше на север.

2014 г.

Велт. Чум "SHAMANI".
ПРЕДЫДУЩАЯ "Shamani" - мистический уголок.
СЛЕДУЮЩАЯ Кольский 2014. Мустатунтури.
Мустатунтури.

2 комментария

  1. В следующий раз по пути через Вологду – заезжайте в гости!И обязательно посетите Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове, правда туда нужно ехать на целый день) а под Вытегрой могу подсказать пару красивых мест)

    • Спасибо! На счет Кирилло-Белозерского монастыря давно мысли были. И встретиться хороший вариант.