Кольский 2014. По дороге туда.

Музей "Подводная лодка Б-440".

В этот раз поехали через Вологду с с расчетом посетить музей «Подводной лодки Б-440» в городе Вытегра, посмотреть деревянные церкви в деревне Саминский погост, выйти на М18 «Кола » через Медвежьегорск и где-то дальше соединиться с другими участниками поездки.

Не знаю как сейчас, но в 2014 году дорога по сравнению маршрутом по Ленинградке мимо Чудова, на Волхов и Старую Ладогу, с выходом на М18 в районе Новой Ладоги оказалась чуть похуже. Точнее до Вытегры и после нее дороги вполне сносны, а вот в самой Вытегре… Надеюсь с той поры, что-то изменилось в лучшую сторону.

Музей «Подводной лодки Б-440».

Лодка стоит недалеко от речного вокзала, но за деревьями ее не видно. Есть единственный информационный щит, других указателей нет. Но при желании найти лодку можно.

Музей «Подводной лодки Б-440» был открыт в 2005 году. Основой музея стала дизель-электрическая подводная лодка 641-го проекта (по классификации НАТО — «Фокстрот»), сошедшая со стапеля Ново-Адмиралтейского судостроительного завода в Ленинграде в 1969 году. 

После ввода в состав флота в декабре 1970 года и до исключения из состава флота в 1998 году субмарина несла  боевую службу сначала в составе Северного флота, а затем с 1992 года — Балтийского, выполняя характерные для ее класса задачи.

Коме этого «Б-440» известна инцидентом, произошедшим 12 августа 1989 года к юго-востоку от острова Медвежий в международных водах. В тот день лодка попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион».  Зацепив трал, лодка не смогла освободиться и всплыла в надводное положение. В итоге трал срубили топорами и кувалдами. Незастрахованный трал, оцененный в 70 000 $, была уничтожен. Во время переговоров капитан лодки  ее национальную принадлежность скрыл и донесение на командный пункт не сделал. Однако все стало известно, поскольку норвежцы сфотографировали лодку.

К сожалению, случаи когда «стальные рыбы» становились весьма неприятным и даже смертельно опасным уловом, не редки. Кроме уничтоженных сетей, подобная добыча иногда приводила к гибели рыбацкого судна и людей. Только в 80-х годах XX века в районе Ирландского моря при загадочных обстоятельствах пропали без вести 16 рыболовных судов с 53 моряками. Профсоюзы рыбаков обвиняют в этом подводные лодки, попав в сети траулера субмарина тащит его за собой и порой топит его. И это не предвзятость рыбаков. Только в том же 1989 году, кроме «Б-440» в сетях рыбаков побывали: ПЛ ФМС Франции «Ла Прайя», ПЛА ВМС США «Хьюстон» SSN-713,ПЛАРБ ВМС Великобритании «Резолюшн», и еще две советских, две американских, две британских неопознанных субмарины. К счастью, в 1989 году обошлось без жертв.

В 2005 году, после реконструкции и переоборудования в музей, «Б-440» была пришвартована к пирсу на берегу Вытегорского водохранилища. При реконструкции постарались максимально сохранить механизмы и оборудование.

Несмотря на некоторые «шероховатости» в организации работы с туристами, музей «Подводная лодка Б-440» нам понравился. Мы прошли по семи отсекам, посмотрели торпедные аппараты, заглянули в каюты командира и офицеров. И наверное самое интересное, побывали на центральном командным посту. С огромным количеством приборов для управления подводной лодкой, ведения боевых действий, навигации и связи другими отсеками.

К тому же нам сильно повезло — в составе экскурсии оказался человек, служивший на однотипной подводной лодке и рассказавший нам много интересного.

Андома-гора.

От Вытегры до Андома-горы около 40 километров по хорошей на тот момент дороге. И выводит она практически к самому обрыву.

В сети много восторженных отзывов о видах, открывающихся с Андома-горы, и это правда. Особенно в хорошую безветренную погоду, когда небо отражается в зеркале онежской воды и придает ей насыщенный синий цвет.

Андома-гора. Вид на Юг.

К сожалению, во время шторма в ноябре 2013 года, была окончательно утрачена местная достопримечательность — масляный Андомский маяк. К лету 2014 года от него остался только фундамент.

Саминский погост.

Саминский погост расположен в 45 километрах от Вытегры на правом берегу реки Самина. Прекрасная деревянная шатровая церковь Ильи Пророка видна прямо с дороги.

Раньше рядом были расположены две церкви: Ильи Пророка постройки 1692-1702 годов и Тихвинской иконы Божией Матери, построенной в 1897 году, на фундаменте более древней, разобранной из-за ветхости церкви Флора и Лавра, построенной в 1656 г . Одна из них использовалась в холодное время года, другая в тёплое.

«Умелое и рачительное» использование коммунистами исторического наследия нанесло обеим церквям огромный вред. В церкви Ильи Пророка размещался клуб, а в Тихвинской зернохранилище. В итоге для последней это привело к фатальным последствиям, загниванию сруба и обрушению. Каких-либо действий по спасению уникального памятника русского деревянного зодчества принято не было.

Церковь Ильи Пророка (1692-1702 г.г.).
Церковь Ильи Пророка (1692-1702 г.г.).

В итоге пейзаж над рекой Самина украшает единственная сохранившаяся церковь Ильи Пророка.

Мост через реку Самина.

Сама деревня Саминский погост носит явные следы упадка и вымирания. Брошенные дома вперемешку с жилыми, развалины, мост через реку Самина в аварийном состоянии.

Немного побродив, отправляемся дальше на север.

Кольский 2014. Мустатунтури.

Кольский 2014. Рыбачий.

Кольский 2014. Швабская дорога.

Кольский 2014. Сопки Териберки.

Кольский 2014. Северные горы.

Кольский 2014. По дороге обратно.

 

2014 г.

 

Велт. Чум "SHAMANI".
ПРЕДЫДУЩАЯ "Shamani" - мистический уголок.
СЛЕДУЮЩАЯ Кольский 2014. Мустатунтури.
Мустатунтури.

2 комментария

  1. В следующий раз по пути через Вологду — заезжайте в гости!И обязательно посетите Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове, правда туда нужно ехать на целый день) а под Вытегрой могу подсказать пару красивых мест)

    • Спасибо! На счет Кирилло-Белозерского монастыря давно мысли были. И встретиться хороший вариант.