Северное Приладожье II

Северное Приладожье.

Северное Приладожье — уникальная территория, насыщенная интересными природными и … стоп! Помнится это уже было! И было, что обязательно будет «Северное Приладожье II»

Прошло всего-то девять лет, и свершилось. Путешествие, которое началось по принципу “еду куда глаза глядят”, обрело черты, и сложился небольшой план, неспешный и без экстрима.

Мыс Ристиниеми.

Мыс Ристиниеми – очень красивое место. Находясь вдалеке от так называемых точек притяжения для массового туриста, он радует естественной, живой красотой и спокойствием. Придя сюда по зеленой тропинке, можно сколько угодно любоваться природой, до головокружения дышать чистым воздухом и до бесконечности созерцать бег ладожской волны.

Просека финской узкоколейки.
Ристиниеми.
Ристиниеми.
Ристиниеми.

Если идти на мыс вдоль берега, то можно увидеть очень атмосферное место с “каменными змеями”. Не ведомо как природа создала потрясающую картину. Множество змей, маленьких и больших, ползут к самой большой змее, подобно подданным, откликнувшимся на зов королевы. Совершенно потрясающее зрелище и нет оснований полагать, что это рукотворный объект.

Сейчас очень жалею, что не сделал панорамного снимка этого места. А сделал лишь несколько разрозненых снимков. Меня изрядно подгонял дождь и я поддался искушению побыстрее оказаться в тепле и сухости.

Каменные змеи.
Каменные змеи.

“Рускеальский экспресс”.

Совершенно потрясающее зрелище! Пассажирский поезд на паровозной тяге, ходящий по расписанию между Сортавалой и Рускеала. Наверное единственный в России регулярный поезд с паровозом. В Рускеала для разворота паровоза на 180 градусов построен разворотный круг, вполне возможно тоже единственный в России.

Речь идет о курсирующем регулярно поезде “Рускеальский экспресс” 921/922/923/924. Паровоз тащит пять вагонов с ретрокупе и два вагона ресторана.
Есть еще поезд “Ретропоезд” 925/926/933, который ходит не регулярно, только в выходные и праздники. Отличается детским вагоном с игровой зоной и финским вагоном-рестораном.

"Рускеальский экспресс".
"Рускеальский экспресс".

Старые финские мосты.

Надо сказать, что увиденное навело меня на мысль, что когда эти земли входили в состав Финляндии, плотность населения и степень освоенности земель была как минимум не ниже, а скорее выше чем на текущий момент. Я конечно не историк и не демограф, но когда путешествуешь, постоянно натыкаешься на остатки старых финских построек, которые находятся в любом мало-мальски пригодном для постройки чего-либо месте. То есть получается, что финны заселяли те же места, что заселены сейчас, плюс к этому жили в массе мест сейчас заброшенных и не жилых.

Кроме этого, до нас дошли сохранившиеся объекты, которые пережили все невзгоды, вполне успешно эксплуатируются до сих пор и достойны внимания туриста.

Мост в Харлу

Железнодорожный мост через реку Леютеоя в Харлу, на момент написания статьи 98-и лет от роду, то есть, построенный в далеком 1924 году. Красивая, даже изящная арка из крупных каменных блоков.

Мост через реку Леютеоя в Харлу.
Мост через реку Леютеоя в Харлу.
Мост через реку Леютеоя в Харлу.

Рядом станция Харлу, существующая с 1921 года, прекрасно восстановленная и гармонирующая с мостом. Не хватает только ожидающих поезд пассажиров в аутентичных одеждах.

Станция Харлу.

Мост Хямекоски.

Железнодорожный мост по дороге из Ляскеля в Хямекоски. Старше своего собрата в Харлу на 4 года. Построенный в 1920 году, в 2022 справил свое 102-х летие. Построенный в том же стиле, он значительно меньше и по сравнению с мостом в Харлу выглядит эдаким коренастым крепышом.

Мост Хямекоски.

Мост через Янисйоки.

Настоящая жемчужина этой компании из трех мостов – мост через Янисйоки. Построенный в 1919 году из казалось бы совсем некрасивого железобетона, мост поражает легкостью и изяществом.

Так же он замечателен тем, что построен всего за полгода. Столь короткий срок постройки был условием получения контракта на строительство. Контракт был подписан 30 апреля 1919 года, а уже 26 ноября 1919 года, мост прошел сдаточные испытания, был принят в эксплуатацию и на момент написания этой статьи используется почти 103 года.

Мост через Янисйоки.
Мост через Янисйоки.

Рядом находится станция Яниссилта, построенная в том же стиле что и станция Харлу. И так же гармонирующая с мостом.

Станция Яниссилта.

Янисйоки

Фотографируя мост через Янисйоки, было бы кощунством оставить за кадром саму реку. В ярких красках золотой осени она прекрасна. С погодой почти повезло, синего неба было совсем мало, но оно было. И почти полное отсутствие ветра превратило воду в зеркало. Не идеальное, но достаточное чтобы насладиться симметрией отражения.

Река Янисйоки.
Река Янисйоки.
Река Янисйоки.
Река Янисйоки.
Река Янисйоки.

Юляристиоя.

С этим непривычным слуху жителя средней полосы названием связано очень много хорошего.

Именно здесь находится штаб-квартира Краеведческого клуба “Оберег” (найти можно в VK и на Youtube), в котором я встретил людей по настоящему любящих свой край, много о нем знающих и охотно делящихся своим знанием с другими. Людей, вкладывающих много усилий, чтобы сделать свой край чище и лучше. И вообще, просто хороших людей.

Здесь находится совершенно уникальный музей кирпича. До знакомства с Павлом Илатовским я даже не представлял, что про такую простую вещь как кирпич, можно столько рассказать. Еще Павел водит очень интересные экскурсии “Гранитные тропы Линии U” по оборонительному рубежу в Северном Приладожье, созданному финнами в 1943 – 1944 годах.

Это место было моим домом все время, что я провел в Северном Приладожье. И наконец, это просто красивое место.

Юляристиоя.
Рядом с Юляристиоя.
Юляристиоя. Закат.
Юляристиоя.

2021 г.

Воттоваара.
ПРЕДЫДУЩАЯ Воттоваара.
СЛЕДУЮЩАЯ Столик на руль или подголовник
Столик на руль или подголовник.

Комментарии закрыты.