Северные крепости I. По Псковской земле. (Часть 4 – Псков)

Свято-Троицкий кафедральный собор (1699 г.)

День второй (окончание).

Псков.

После осмотра монастыря возвращаемся в Псков. Едем по дороге, с которой открываются великолепные виды на Псковское озеро. Спасибо нашему гиду Наталье Ивановне, ибо по ее совету.

Направляем своих железных коней к Мирожскому монастырю. Правда, это не крепость, больше того, монастырь вообще никогда не имел военных укреплений, но не посетить это уникальное место, было бы непростительной глупостью.

СпасоПреображенский Мирожский Завеличский монастырь.

Точная дата основания монастыря неизвестна. Это произошло в середине XII века (до 1156 года), когда с благословления святителя Нифонта, епископа псковского и новгородского, ревностного распространителям православия, был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Для росписи храма были приглашены лучшие византийские мастера. Изобразившие на стенах и сводах, сюжеты из Ветхого и Нового Завета. И сделавшие Преображенский собор, живописным Евангелием для последующих поколений.
Расположенный вне укреплений Пскова монастырь никогда не имел собственных военных сооружений. А расположение его было таково, что враг подступал к его стенам, раньше, чем к Пскову. Монастырь не раз захватывался и разграблялся, но к счастью для нас уцелел. И в наше время знаменит благодаря единственным на Руси, по степени сохранности, домонгольским фрескам Преображенского собора.

Одна из древнейших в России обителей, находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Название речки произошло от слова «мрежи», то есть «сети», так как, издавна около монастыря были рыбные ловли.

Приехать в Псков, по сути, на один день и попасть в Преображенский собор Мирожского монастыря – большая удача. Чтобы сохранить уникальные фрески, собор храниться музейно, и пускают в него не всегда (например могут не пустить во время дождя из-за высокой влажности). Но природа порадовала нас теплой солнечной погодой, и мы смогли увидеть великое искусство древних мастеров.

Роспись собора покрывает стены и своды сплошным ковром. Благодаря великому труду мастеров иконописцев перед взором предстают сцены Священного писания. Это как визуальный рассказ о жизни Христа, его чудесах и искупительной жертве. Так же на фресках изображены сцены из жития Иоанна Предтечи, деяния архангела Михаила, и многие другие сцены деяний апостолов и жития Богородицы. В те времена, когда грамотность не была нормой, любой человек мог приобщиться к духовному, через зрительные образы, на стенах собора.

Вообще не знаю, знали ли древние науку психологию, но пользоваться ею умели точно. Находясь в храме, чувствуешь, как взгляды святых пронизывают насквозь, заглядывая в душу. Пробирает до дрожи.

Архитектура собора не похожа не на что из ранее мною виденного. Мощный крестовокупольный храм с одной главой на широком световом барабане выглядит могуче и сурово.

Остальные постройки монастыря возведены в более поздние периоды, и выглядят не так монументально:

  • Стефановская церковь (XVII в.) – построена на месте более древней (1406 г.). Представляет собой надвратный храм, к которому примыкают Святые ворота. Церковь украшает великолепный иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века.
  • Колокольня и братский корпус (XVII – XIX века) Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны
  • Настоятельский корпус (XVIII – XIX века) – деревянный этаж надстроенный на древнем, каменном подклете

Еще запомнился монастырский киска очень интересной окраски. Спокойный и довольный жизнью мурлыка, с удовольствием позволил себя погладить и почесать. А потом продолжил задрых на лавочке.

С 1994 года в монастыре возрожденная монашеская община, при которой создана иконописная школа. Основателем школы был выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон. В стенах монастыря можно увидеть замечательные фрески и иконы его работы.

После посещения Мирожского монастыря, останавливаемся на небольшой привал, Большая часть дня позади, и организм настоятельно требует пищи физической. Увы, за оставшееся время осмотреть все достопримечательности Пскова было решительно не возможно. Поскольку изначально поездка планировалась как путешествие по крепостям, то выбор был очевиден – Псковский кром (кремль).

Псковский кром.

Впервые Псков (Плесков) упоминается в “Повести временных лет” (редакция XII в.) впервые за 903 год, в связи с женитьбой князя Игоря. Поселение находилось на месте северной части нынешнего Крома, у впадении реки Псковы в Великую.
В VIII-IX веках вокруг поселения возведены земляные укрепления – валы с глубокими рвами и частоколом по гребню вала. К Х веку, это уже город с детинцем, посадом и святилищем.
В X-XI вв. Псков входил в состав Киевской Руси, затем в Новгородскую республику.
С 1218 года начинаются регулярные нападения немецких рыцарей. И в 1240 рыцари Ордена Меченосцев, при помощи продажных бояр (нам и тогда на чиновников не везло), захватили Псков. Через два года князь Александр Невский освободил город.
1309 год, возводятся первые каменные стены, которые позволяют отразить 18-дневную осаду немцев в 1323. В 1380 году, строится каменная стена с девятью башнями вокруг посада.
В 1348 году Псков становится вольным городом. Начинается расцвет Псковской республики, приходящийся на XIV-XV века. К этому времени Псков один из крупнейших городов Руси (да и Европы). Все вопросы решало народное вече, если что могли и князю на дверь указать. Одним словом демократия гораздо древнее и развитее, чем в Европах да Америках. В этот период укрепляется Детинец и Довмонтов город, все деревянные стены заменены каменными, а в XV веке укрепления начинают приспосабливать к появлению огнестрельного оружия.
Всего за свою историю Псков успешно выдержал 26 осад.

Псковский Кром впечатляет, мощные стены, башни и белокаменная громада Троицкого собора, отражающаяся в реке Великой. Особенно красивая панорама Крома и городских укреплений Пскова открывается из Завеличья (на фото в начале статьи), со смотровой площадки у часовни святой равноапостольной княгини Ольги, с которой ее лик взирает на основанный ей город..  А какая история! Летописи ведутся регулярно аж с XIV века. Жаль времени на осмотр немного осталось.

Осмотр начали с Довмонтова города, примыкающего к Крому с юга. Появившегося в XIII веке, когда при правлении князя Довмонта, был обнесен каменной стеной старый посад. Восточная стена стоит над рекой Псковой, западная – над рекой Великой. Южной стеной Довмонтов город отделен от территории “Старого застенья”, где располагался торг. По краям Южной стены высятся Власьевская и Рыбницкая башни. Со временем, Довмонтов город становиться центром церковного и административного управления Пскова и Псковской земли.

Святой благоверный князь Довмонт (Даумантас, крещеный в православную веру как Тимофей)  (дата рождения неизвестна) – литовский князь нашедший прибежище в городе Пскове в 1265 году вместе с 300 литовскими семьями, спасаясь от смут в Литве.
Избранный вечем на княжение в Пскове, правил 33 года, с 1266 по 1299. Оставил о себе добрую славу, проявив себя мудрым правителем и великим полководцем. Неоднократно громил немецких рыцарей, литовцев и прочих «добрых» соседей, желающих поживиться за счет Псковских земель.
При Довмонте Псков обрёл фактическую независимость от Великого Новгорода. Скончался 20 мая 1299 года и погребен в Троицком соборе. В XVI веке причислен Русской Православной церковью к лику святых. В музее Пскова храниться меч и одежда великого князя.

К сожалению, как раз перед нашим приездом пожар уничтожил деревянные костры обоих башен и часть перекрытия боевого хода на южной стене. Власьевскую башню, стоящую без «головного убора» хорошо видно справа, на панораме в начале статьи.

Удивляет высокая плотность застройки этой части крепости, на небольшом участке около полутора гектаров, с XII по XVI века, псковичи возвели более 20 церковных и гражданских построек из камня. К сожалению, все это не сохранились до наших дней. О древней застройке можно судить лишь по приподнятым над землей фундаментам некоторых средневековых церквей. Из более поздних построек сохранились Приказная палата постройки 1693 года и здание XIX века, так называемая, Духовная консистория.

С появлением Довмонтова города Кром получил вторую линию укреплений. Но и без нее путь врагу в Кром был заказан. Самая мощная южная стена (длина 88 метров) Крома – Перси, подобна неприступному утесу. О который сломает зубы любой противник, что в прочем и доказала история. До битвы в захабе за Великими воротами дело дошло только один раз. Да и то, из-за предательства боярина Твердилы Иванковича, который провёл ворогов тайным ходом. Есть легенда, что этот ход проходил под рекой Великой.

Перси или грудь. Специфический псковский фортификационный термин, означающей напольную стену цитадели, подсыпанную с внутренней стороны. Под самой стеной проходил ров, соединявший реки Великая и Пскова, называемый “гребля”.

В настоящий момент высота Перси около 15 метров, но если учесть, что археологи определяют глубину культурного слоя у ее подножия от 6 до 10 метров. То, с учетом рва, противник видел перед собою как минимум 25 метровую громаду. Толщина каменной кладки 6 метров. Толщина самой стены, в данном случае, понятие относительное, так как изнутри она подсыпана землей так, что ее высота с внутренней стороны составляет всего 6 метров.

По краям стены расположены две башни Довмонтова и Колокольная. В последней, до 13 января 1510 года висел вечевой колокол – “большой вечник”, зычный голос которого созывал псковичей на вече.

Восточная стена протяжённостью 435 метров и западная – 345 метров, имеют высоту от 6 до 8 метров и толщину 2,5 метра, боевые ходы перекрыты деревянной кровлей. Приступ к ним защищен реками Великой и Псковой.

Кроме вышеназванных Кром защищают еще три башни: Средняя (над Псковой), Кутекрома или Кутий Костёр (в дальнем конце Крома), Плоская (на слиянии рек Псковы и Великой).

Внутри Крома расположен величественный Свято-Троицкий кафедральный собор, построенный в 1699 году. По счету он четвертый, а самый первый, деревянный был возведен ещё при княгине Ольге в Х веке. В камне собор был отстроен при князе Всеволоде-Гаврииле в 1138 году, но в 1363 году собор обрушился, и был восстановлен в 1365 году. Во времена республики, перед собором была расположена вечевая площадь.

Жилых построек нет и видимо не было. На территории Крома, ни кто не жил, здесь были расположены клети с различные военными и продовольственными запасами. В сенях Троицкого собора хранилась городская казна и ларь с архивом. Охраняли все это сторожевые собаки, еда для которых хранилась в Средней башне. Любое преступление, как впрочем, и незаконное проникновение на территорию Крома каралось смертью.

За осмотром Псковского крома день потихоньку подошел к концу, проведя практически весь день на ногах и неемши, часть «экскурсантов» пала духом и начало роптать. Посему к моему великому сожалению, часть программы осталась не выполненной.

Ну что же, это лишний повод вернуться сюда, в славный город с великой историей. А пока попрощавшись с прекрасным гидом и просто хорошим человеком Натальей Ивановной, направляемся домой.

2010 г.

Успенский собор (1473 г.)
ПРЕДЫДУЩАЯ Северные крепости I. По Псковской земле. (Часть 3 - Псково-Печерский монастырь)
СЛЕДУЮЩАЯ Город призрак.
Дом в городе призраке.

Комментарии закрыты.