Внедорожный прицеп. Итоги путешествия по Кольскому.

02.04.2015

На Рыбачьем.Идея приобрести или построить внедорожный прицеп, максимально приспособленный для дальних поездок, посещала меня неоднократно. То на глаза попадались ролики австралийцев, путешествующих по своей стране с целыми домами на внедорожной подвеске. То кто-то из умельцев, на которых богата Русь, на одном из многочисленных внедорожных форумов начинал строительство прицепа под свои нужды. Постоянная нехватка места в машине перед дальней поездкой тоже всякий раз напоминала о прицепе. Но, «великие герои всегда идут в обход!»

Вариант с установкой брутального экспедиционного багажника с люстрой отпал сразу. С ним машина не влезала ни в гараж, ни на крытую стоянку. После 2-ух дюймового лифта даже на штатных 31″ колесах, зазор по высоте оставался не более 70 – 90 миллиметров, а с 32″ или 33″ и того меньше. А снимать и устанавливать тяжелую конструкцию каждый раз — занятие сродни мазохизму.

Хорошим решением показалось приобретение пластикового бокса, и был приобретен аэродинамический «чемодан» Thule Ocean 200. Он легко снимался и устанавливался в одиночку и прекрасно подходил к нашей Toyota 4Runner – не перекрывал люк и в тоже время вмещал в себя все мягкие вещи.

Toyota 4Runner SR5На практике это оказалось хорошо, но не лишено недостатков. Конечно, в машину стало влезать на много больше, особенно со сменой машины на более вместительный Mitsubishi Pajero IV, но глядя, как проседает подвеска под весом снаряжения, продуктов и топлива, сводя на нет результаты «лифта», я снова задумался о прицепе.

В первую очередь конечно обратился к интернету. Обсуждения на внедорожных форумах ясности не внесли, поскольку 99% обсуждающих никогда не таскали по бездорожью прицепы, и все их доводы носят теоретический характер.

Поиски на Youtube дали чуть больше. Нашлась пара отечественных роликов, где за внедорожником по колее и ухабам таскают обычные одноосные прицепы, рассчитанные на буксировку за легковым авто. Ясное дело, что их подвеска долго в условиях бездорожья не протянет. Нашлось множество зарубежных, где таскают различные, от маленьких грузовых до огромных домов, специально спроектированные прицепы.

В общем, из всего прочитанного и просмотренного стало складываться понимание, какой прицеп мне нужен.

  1. Рамная конструкция.
  2. Планируемая максимальная нагрузка 450 кг.
  3. Подвеска должна быть простой и с избыточным запасом прочности.
  4. Обязательное оснащение тормозом наката.
  5. Колея прицепа такая же, как у тягача.
  6. Размерность колес такая же, как у тягача.

Тюнинговать решил уже имеющийся у меня прицеп МЗСА-817701. На волю была отпущена фантазия и, благодаря моему другу, появился эскиз-проект экспедиционного внедорожного прицепа, удовлетворяющего моим нуждам.

Не обладая достаточной технической базой для самостоятельной реализации проекта, я занялся поиском человека или организации, способных помочь мне в этом деле. На этой стадии я познакомился с фирмой АнВиР.

Коллектив «Бюро подготовки автомобилей к приключениям АнВиР» работает с октября 2006 года. Компания занимается экспедиционной подготовкой автомобилей, мототехники и прицепов. С 2014 года является производителем прицепов в категории О1 и О2. Т.е. ПТС на прицеп выдается от ООО «Анвир».

В интернете компания представлена на двух сайтах: anvir.org и www.off-road-pricep.ru

Естественно, ничего похожего на эскиз сразу не получилось. Для начала было решено ограничиться установкой новой подвески с тормозом наката и добавить защиту по бортам прицепа.

Тип подвески был выбран рессорный, а комплектующие: дышло, ступицы, тормоз наката и т.д., произведенные фирмой KNOTT. Чтобы обеспечить большой запас прочности, все комплектующие брались от полуторатонного прицепа при планируемой эксплуатационной нагрузке 350-450 килограмм.

Через месяц все расчеты и работы были выполнены и я, счастливый и довольный, стал готовиться к летней поездке по Кольскому — прекрасной возможности испытать прицеп в «боевых» условиях.

Я не буду описывать подробно само путешествие, это тема для отдельного рассказа, перейду сразу к итоговым результатам испытаний.

Нагрузка и условия.

В путь прицеп отправился с нагрузкой 350 кг, в него было положено все: ГСМ, топливо, инструменты, запчасти, снаряжение, продукты и полноразмерная запаска. Топливо в канистрах, остальное в пластиковых ящиках или гермах. Груз размещен таким образом, чтобы не создавать нагрузку на крюк более 35 кг.

Тягач Mitsubishi Pajero IV с 3-х литровым бензиновым мотором и механической коробкой передач и лифтом подвески 2″. В машине кроме экипажа осталась только фототехника и немного продуктов – пожевать на ходу.

Колеса Hankook Dynapro MT RT03 на тягаче и прицепе все одинаковой размерности 265/75 R16, на одинаковых дисках.

За все время пробег составил 6114 километров. Были пройдены (привожу основные пункты и участки где дорога, в нормальном понимании, полностью или частично отсутствует):

  • полуостров Средний — по часовой стрелке;Западный берег полуострова Средний.
  • Рыбачий по маршруту: Большое озерко – мыс Немецкий – мыс Скорбеевский – Зубовка – через центр полуострова на Большое озерко;Рыбачий. Спуск к Баренцеву морю.
  • старая Параварская (Немецкая) дорога от хребта Муста-Тунтури до Печенги;Старая Немецкая (Пароварская) дорога на Печенгу.
  • в Ловозерских тундрах – перевал Геологов;Низкая облачность на перевале Геологов.
  • в Хибинах — долина до Куэльпорр, участок старой геологоразведочной дороги от Куэльпорр до перевала Южный Расвумчорр и обратно;Хибины. Дорога на Куэльпорр.
  • Аметистовый берег Белого моря – от Умбы до песков Кузомени.Аметистовый берег Белого моря.

Пройдены сотни километров по зубодробильным грейдерам, которыми изобилует Кольский и Северная Карелия, и тысячи по асфальту.

Средства учета.

Нагрузка на крюк измерялась бытовыми напольными весами.

Учет расхода топлива относительно пройденного километража учитывался в программе aCar для андроид — устройств. Программа позволяет получать статистику по любым расходам на автомобиль. Поскольку я пользуюсь программой уже много лет, накопилось достаточное количество данных, чтобы получать любые отчеты по расходу, с учетом типа колес, нагрузки и всего прочего.

Расход топлива.

Решил выделить отдельным пунктом, потому что расход не изменился по отношению к груженому тем же шмурдюком автомобилю с установленным боксом на крыше.

Минусы.

  1. Самый очевидный минус – ограничение скорости движения с прицепом, прописанное в ПДД.
  2. Некоторое неудобство парковки в городах, особенно в крупных, с оживленным движением.
    Не то чтобы это сильно меня беспокоило, но места для парковки нужно значительно больше. И когда мы останавливались в Мурманске, не всегда удавалось его сразу найти.
  3. Возможные удары о грунт дышлом.
    Речь идет о фаркопах, интегрированных в силовые бампера или фаркопах с защитой заднего бампера, как на нашей машине. В общем о таких решениях, которые не торчат вниз подобно плугу и не ухудшают геометрической проходимости самого автомобиля. В моем случае касание грунта происходило шпорой аварийного тормоза прицепа, выступающей вниз на 70 мм от нижнего края дышла где-то в 300-350 миллиметрах от шара.
    В конце концов, поводок с тросиком аварийного включения тормоза был срезан и остался где-то на Пароварской дороге, а шпора загнута на 90 градусов. Ударов самим дышлом либо не было, либо касания были столь не значительны, что они не оставили следов.
    Меньше всего будут цепляться машины с маленьким задним свесом, но каких-либо серьезных проблем не возникло и на Pajero IV с задним свесом 1100 миллиметров.
  4. Незначительное снижение проходимости при подъемах и маневрировании на болотистых и сыпучих грунтах.
    На подъемах, особенно в тот момент, когда тягач переваливает гребень, а прицеп еще «висит» на склоне. В этот момент нагрузка на заднюю ось увеличивается и, если потерять ход, можно мгновенно закопаться. Такая неприятность произошла со мной при подъеме с приливной зоны Баренцева моря на песчаный берег. Спасибо моему другу Вадиму (Walter) и его экипажу — моментально зацепили и помогли выбраться."Выдергивание" засевшего Pajero IV "Серый кот" с прицепом.Также во время маневрирования по пескам Кузомени в момент поворотов или разворотов, когда прицеп уже не идет по колее за тягачом, и торит собственную дорожку. По ощущениям, машину как за хвост кто-то схватил, сопротивление движению резко возросло, а скорость быстро упала. Тоже немного закопались, но минут через 20 уже снова были на свободе. В песках Кузомени.Какого-то серьезного ухудшения при движении по прямой я не заметил, даже наоборот, за счет меньшего веса тягача проходимость улучшилась – машина позже рвала дерн и проваливалась.
  5. Ухудшение маневренности в лесу. Тут все понятно, длинна автопоезда и все такое… С другой стороны, лично мне нечасто приходилось «жаться» между деревьями,  в основном все равно двигался по просекам или каким-никаким, но дорогам.

Плюсы.

  1. Высокая посадка автомобиля.
    Машина «висит» над дорогой максимально высоко, поскольку, кроме экипажа и фототехники, в ней ничего нет. Высоты клиренса хватало во всех ситуациях. За все время поездки я зацепился защитой два раза. Один раз у Зубовки, в результате собственной ошибки, и один раз на дороге через центр Рыбачьего. При прохождении брода один из камней вывернулся из-под заднего колеса и встал «на попа», ощутимо ударив по защите трубок задней печки.
    В предыдущую поездку по Среднему и Рыбачьему, когда машина была загружена под завязку, касания камней защитой происходили значительно чаще.
  2. Ниже центр тяжести.
    Нет дополнительной тяжести на крыше — меньше риск опрокидывания.
  3. Меньшее удельное давление на грунт за счет меньшего веса тягача, как следствие машина позже рвет дерн и закапывается.
    Вполне очевидно, что 350-450 килограмм в прицепе сильно облегчают машину, вес которой после подготовки, с экипажем и так стремиться к 3-м тоннам, и уж никак не меньше 2,5 тонн. А удельное давление на грунт даже при полной загрузке у прицепа меньше, чем у среднеразмерного внедорожника.
    Нужно только не забывать нюансы, описанные в разделе «Минусы» в пункте 3.
  4. Дополнительные запаски.
    32-х или 33-х, можно взять хоть целый комплект, прицеп достаточно вместителен, но кроме той, что висит на задней двери, мы взяли только  одну. Дело в том, что колеса самого прицепа — потенциальные запаски. Мы провели испытание – вывернули ниппели и полностью спустили колеса. В таком состоянии и с нагрузкой не более 200 килограмм, колеса плющатся, но позволяют буксировать прицеп даже в условиях Среднего и Рыбачьего. Так что, в случае необходимости, перегрузив часть груза в тягач, на прицеп можно перекинуть «убитые» колеса с тягача. К тому же, можно взять с собой пару камер.
  5. Неожиданно комфортный спуск с горок, за счет тормозной системы прицепа.
    Неожиданный, но очень приятный эффект: при спуске с горок прицеп накатывает своей массой на крюк и в дело вступает тормоз наката. Чем круче спуск, тем больше тормозит прицеп, но в тоже время его веса недостаточно, чтобы заблокировать колеса полностью. Я боялся, что спуск с прицепом, особенно по скользким склонам будет проблемой, но оказалось все наоборот, спуск проходит плавно и комфортно, работать педалью тормоза почти не приходится. Хватает торможения мотором и трансмиссией, плюс тормозное усилие прицепа.
  6. Отсутствие запаха и горючих веществ в салоне.
    Тут все очевидно, никаких запахов, никаких неудобств. Да и безопаснее везти канистры в прицепе, а не в салоне.
  7. Чистота при использовании тросов и прочего внедорожного оборудования.
    Тут тоже все ясно – прицеп достаточно большой, чтобы выделить в нем место, куда без ущерба для всего остального можно бросить грязный трос, сенд-траки и т.п.
  8. Общее удобство пользования.
    Опять же, прицеп достаточно вместителен, чтобы для всего было «свое» место. Все легкодоступно и не нужно разбирать весь багажник, потому что нужная вещь оказалась в самом низу.
  9. Возможность быстро организовать спальное место вне зависимости от состояния грунта и погоды.
    Салон Pajero IV, легко трансформируется в спальное место на двух человек, так как багажник почти пустой, сделать это можно быстро и легко, при этом не нужно перекладывать вещи.
    В будущем, когда прицеп будет доделан, на нем можно будет ставить палатку еще на двух человек.

Итоги.

В целом итоги поездки с прицепом меня порадовали. Из всех минусов, описанных на форумах, на 100% не подтвердился ни один. Да, на машине с прицепом не поснуешь между деревьями, есть небольшие нюансы на сыпучих и болотистых грунтах, но каких-либо непреодолимых ограничений прицеп не создает.

Даже если есть сомнения в возможности преодоления сложного участка с прицепом, его можно отцепить, пройти препятствие, и подтянуть прицеп лебедкой.

Зато он создает массу удобств, да и полезного груза можно взять намного больше.

В плане надежности конструкция тоже оказалась на высоте. Проверка состояния подвески после приезда не выявила каких-либо повреждений.

Особенно тщательно проверял состояние дышла, в месте крепления сцепной головки с тормозом наката и саму сцепную часть. Были сомнения в достаточности свободного хода головки на шаре, особенно на скручивание, но, как оказалось, беспочвенные.

При дальнейшей достройке надо уделить пристальное внимание пыленепроницаемости внутреннего пространства прицепа. Возможно, разделить внутреннее пространство на отсеки. И часть из них сделать герметичными. Над этим еще предстоит подумать, но уже ясно – использование герм нерентабельно и неудобно. Как не крепи, все равно они имеют люфт и быстро протираются. Да и закладывать или доставать вещи неудобно.

Спасибо.

Эта поездка могла оказаться менее удачной и комфортной без экипажа моего друга Вальтера (Walter) из Offroad-Opposition. Который всегда готов подставить дружеское плечо и выручил нас, когда мы временно лишились возможности включать пониженную передачу и межосевую блокировку.

Спасибо коллективу фирмы  АнВиР за проделанную работу. Прицеп с честью выдержал все издевательства и доказал свою надежность. По приезду мы предоставили им часть материалов, отснятых во время поездки, для небольшого рекламного ролика.

В заключение.

Скорее всего, эта идея будет неинтересна владельцам пикапов, у них огромные кунги, вмещающие массу груза. А если будет желание, им проще снять кузов и построить экспедиционный модуль вместо него.

Не нужен такой прицеп и для целенаправленного преодоления бездорожья недалеко от дома. Тем, кто этим занимается, ни к чему возить с собой снаряжение, топливо и продукты в таком количестве.

Думаю, это решение для владельцев средних и маленьких внедорожников, которые ездят в дальние поездки и хотели бы иметь повышенный уровень комфорта. Особенно для тех, кто использует один и тот же автомобиль в обычной и в походной жизни. И не имеет возможности или желания, устанавливать экспедиционный багажник.

Естественно, все это частное мнение обычного человека, не претендующего на абсолютную истину в последней инстанции.

2014 г.