Господин Великий Новгород

Стена и Владимирская башня.

Старейший среди городов России, Великий Новгород уникален. Колыбель русской демократии, центр торговли и ремесел, надежный страж перед европейским “натиском на восток”. Уже тогда здесь мостили улицы и тротуары, простые люди знали грамоту, а князей звали и прогоняли когда хотели.

Поездка в Великий Новгород получилась очень интересной, хотя и не самой удачной. В силу некоторых обстоятельств, мы посмотрели намного меньше чем могли бы. Но и увиденного хватило с избытком, чтобы осталось желание приехать сюда еще раз


Официальная дата возникновения Великого Новгорода – 859 год. Именно под этим годом впервые звучит в летописи слово “новгородцы”.  Но споры о точной дате возникновения Великого Новгорода и местоположения “старого” города до сих пор не утихают. Возможно Городище, останки которого находятся на правом берегу Волхова, примерно в 2 километрах от современного города и есть легендарная резиденция князя Рюрика, призванного в IX в. на княжение в Великий Новгород и положившего начало династии Рюриковичей. После образования единого государства Киевская Русь, Новгород становится вторым по значению центром нового государства. В свое время здесь княжили Владимир Красное Солнышко и его сын Ярослав Мудрый.
В 1136 в Великий Новгород обретает “вольность в князьях” и вече само решает, какого князя пригласить, а кому дорогу из города указать.  С конца XIII века князей не приглашали. Это великий период Новгородской вечевой республики. Вече решает вопросы войны и мира, принимает законы и заключает договоры с другими землями. К этому моменту Новгородские земли раскинулись на весь север нашей страны — от Балтики до Урала и от Ильмень-озера до Баренцева моря.
Конец новгородской республики приходится на 1478 г., когда московское войско одержало победу в битве на реке Шелонь. Великий Новгород и все его земли вошли в состав Московского государства, территория которого от этого увеличилась в 5 раз!
В наше время Великий Новгород по прежнему красивый город, с огромным количеством памятников и достопримечательностей. Прекрасная возможность прикоснуться к великой истории великой страны.

Остановились в гостинице “Юрьевское подворье”. Расположена она за городом, что делает цены в ней несколько привлекательнее и в тоже время достаточно близко чтобы быстро доехать на машине до города. Еще один плюс, прямо напротив гостиницы музей деревянного зодчества “Витославлицы”, а в двадцати минутах ходьбы Юрьевский (Свято-Юрьев) мужской монастырь – один из старейших в России. Основан князем Ярославом Мудрым (в крещении – Георгий, Юрий), предположительно в 1030 году и назван в его честь. Георгиевский собор – главный храм обители был построен в 1119 году. На фасаде храма велись какие то работы и леса портили весь вид. Так что фотографировать пришлось с “тыла”. В этом плане мне часто “везет”, не стала исключением и эта поездка. Как потом выяснилось – город готовился к “Ганзейским дням” и множество исторических объектов реставрировалось, по этому фотографировали только то что не было закрыто строительными лесами.

Новгородский детинец (кремль) – расположен на левом берегу реки Волхов. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году. Изначально деревянный, детинец много раз горел и отстраивался заново.
Строительство нового каменного детинца, начал в 1333 году новгородский архиепископ Василий (Калика), опасаясь войск Ивана Калиты с ордынцами и шведов. Замена деревянного Детинца на каменный завершилась в 30-е годы XV века. Новая реконструкция началась в 1478 году при Великом князе московском Иване III, когда Великий Новгород вошёл в Московское государство. Переделка была вызвана развитием артиллерии – бойницы Детинца оказались недостаточно удобными для размещения в них огнестрельного оружия. Работа велась на совместные средства Ивана III и новгородского архиепископа Геннадия и было закончено в 1490 году.
Перестройка Детинца была столь значительной, что фактически он был построен заново. Стены сооружены из камня и кирпича на известковом растворе. Каменная кладка фундамента состоит из известняка и булыжника. Толщина крепостных стен в разных частях неодинакова — от 3,6 до 6,5 м. Высота колеблется от 8 до 15 м.
Отличительной чертой новгородского Детинца было строительство надвратных церквей. Главная роль в этом принадлежала новгородским архиепископам, князья в строительстве уже не участвовали. В настоящее время большая часть стен, реставрированных в 1950—1960 гг. под руководством А. В. Воробьева, имеет облик XV в.

Большой радостью оказалось отсутствие лесов на соборе Святой Софии,  древнейшем сохранившимся храме на территории России, построенном славянами. На закладку собора в 1045 году приехали из Киева великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда). Строился собор примерно до 1050 года, вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов со сценами библейской истории. Над фигурами вырезаны поясняющие латинские надписи, а под ними их перевод на русский язык. Надписи на русском языке были выполнены после доставки ворот в Великий Новгород, так же были добавлены некоторые фигуры и декоративные элементы.

О том, как ворота попали в Великий Новгород, существует несколько версий. Наиболее известная из них утверждает, что ворота военный трофей захваченный Новгородцами в крупном торговом городе Сигтуна в Швеции, во время морского похода 1187 года. Об этом в 1616 году, пишет шведский полководец Делагарди в своем письме шведскому королю, из оккупированного шведами Великого Новгорода. Версия популярная, но не единственная. Некоторые ученые считают, что его известие может оказаться выдумкой, созданной для обоснования запланированного на будущее вывоза ворот в Швецию. По другой версии, в 1336 году, в Святой Софии были установлены некие “медные двери”, которые архиепископ Василий “привезше из Немец, купи ценою великою“. Это вполне могли быть Магдебургские врата. Но некоторые ученые ставят под сомнение и эту версию.

В соборе три иконостаса, наиболее древний главный (XV – XVI в.в.) и Рождественский (XIV – XVI в.в.). Множество великих икон и останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Я не фотографировал внутри собора, так как считаю что это нужно увидеть своими глазами и прочувствовать.

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя – символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с новгородцами, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Обходя собор можно у южной стены мы увидели каменные ядра извлеченные из стен Новгородского Кремля при их неоднократном ремонте. Такие ядра применялись в XV – XVI веках. А на юго-восточной стене есть, специально расчищенный реставраторами от штукатурки , участок стены с оригинальной кладкой. Изначально собор, выстроенный из тесаного камня и тонкого кирпича плинфы, был неоштукатуренным, розового цвета.

Далее посмотрели на Грановитую палату с Часозвоней и Лихудов корпус – здание в древне-русском стиле, построенное в конце XVII в для славяно-греческой школы, где преподавали греки Иоанникий и Сафроний Лихуды.

После чего, отправились к звоннице храма Святой Софии. Она расположена невдалеке от собора, у стены детинца. Впервые летопись упоминает о ней в 1437 го­ду, когда во время наводнения она с частью крепостной стены упала в Волхов. В 1439 году по указанию новгородского архиепископа Евфимия II, поставили новую трехпролетную, четырехстолпную звонницу. Между стеной кремля и стеной звонницы были сделаны каменные камеры, существующие и сейчас. В середине XIV века, в связи с перестройкой стены,и появлением новых, значительно более крупных и тяжелых колоколов, звонница была перестроена, вероятно тогда же была сделана одноэтажная пристройка с внутренней стороны детинца. Количество пролётов звонницы увеличили до пяти. В середине XVII века старые пролеты закладывают и над ними ставят шесть столпов с пятью пролетами. Современный вид звонница обретает в XIX ве­ке.

Древние колокола звонницы, сожалению уже не висят в ее пролетах, а стоят на постаментах перед ней . “Благодарить” за это надо “просвещенную Европу”, точнее гитлеровскую Германию. Перед угрозой оккупации самые большие колокола пытались эвакуировать. Но неудачно – баржу с тремя колоколами потопила вражеская авиация. Оставшиеся два самых больших колокола были зары­ты в яме на берегу Волхова.

Так они пролежали до освобождения Новгорода. На второй день после ос­вобождения города саперы приступили к подъему колоколов со дна Волхова и начали откапывать те, что на берегу. В настоящее время пять колоколов стоят на постаментах перед звонницей:

  • 100 пудовый колкол 1589 года, подареный Борисом Годуновым Духову монастырю;
  • 200 пудовый колокол 1599 года отлитый для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым,
  • самый большой колокол 1614 пудов 1659 года, отлитый в Новгородском детинце мастером Ермолаем Васильевым;
  • 300 пудовый колокол отлит в 1677 году.
  • 590 пудовый колокол отлит в 1839 году

Во внутренних помещениях звонницы работает выставка “древние колокола Великого Новгорода”, представлено еще 14 колоколов, весом от 1,5 до 20 пудов.

С памятником “Тысячелетие России” тоже повезло – леса уже почти сняли и все его 128 фигур предстали во всей красе и величии. Памятник был открыт для обозрения 8 сентября 1862 года, в царствование Императора Александра II. Интересно, что на эту дату приходилось три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая и православный праздник Рождества Богородицы, заступницы и покровительницы России.

По Великому мосту перешли на Торговую сторону и направились к Ярославову дворищу. Первый, деревянный Великий мост, стоявший на этом же месте, упоминается в летописи в 1133 году. Мост является важнейшим элементом коммуникации в Великом Новгороде, соединяя по кратчайшей прямой две его исторические стороны. Так же мост был излюбленным местом споров и обсуждений решений Новгородского веча. После которых проигравшая сторона, изрядно побитая, обыкновенно добиралась до дома вплавь. Мост неоднократно перестраивался и активно использовался аж до 1944 года, когда был взорван отступавшими фашистскими войсками. Современный пешеходный мост через Волхов был возведен в 1985 году, снова воссоединив две исторические части города.

Торговая сторона получила от расположенного на ней Древнего Торга. Это было самое оживленное место в городе – торговые ряды начинались прямо от берега Волхова и шли перпендикулярно ему. В XVI веке здесь насчитывалось около 1800 лавок, амбаров и других торговых заведений в 42 торговых рядах. В каждом ряду продавали свой товар, и об этом свидетельствовали названия – Иконный, Кафтанный, Мыльный, Овчинный. Сразу за Торгом находились «дворы», куда приезжали купцы со всех сторон света: Немецкий двор, Тверской, Псковский, Готский двор (основанный купцами с острова Готланд). Вдоль берега длинной вереницей тянулись пристани, для судов с товарами.

С южной стороны Торга располагались постройки Ярославова дворища –  одного из красивейших архитектурных ансамблей Великого Новгорода. Даже сейчас, не смотря на Великую Отечественную Войну, годы варварского разрушения святынь и просто глупого хозяйствования, на относительно не большом участке земли находится семь церквей (официально считаются частью архитектурного комплекса Ярославова дворища)  и другие исторические памятники.

Ярославово дворище получило своё название по имени князя Ярослава, прозванного Мудрым. Но в период новгородской независимости употреблялось слово «двор» впервые слово «дворище» употреблено в Псковской II летописи в связи с откровенным намерением Ивана III в  1477 году, упразднить новгородский вечевой строй. Начиная с Московского периода употреблением слова «дворище» сделалось постоянным.
Возникновение этого двора относится ещё к рубежу X – XI веков. Впервые словосочетание «Ярославль двор» упоминается ещё в Ипатьевской летописи за 1149 год, что исключает вероятность возникновения данного названия в связи с именем другого русского князя. В русских летописях Ярославов двор известен так же именем «Княжого двора». Под именем Княжеского двора новгородский Ярославов двор назван и в иностранных источниках. В дошедших до нас новгородских «вечных грамотах» – вечевых актах – употреблялся первый вариант названия — «Ярославль двор» («на вече на Ярославле дворе»).
Возникновение этого двора относится ещё к рубежу X – XI веков. Впервые словосочетание «Ярославль двор» упоминается ещё в Ипатьевской летописи за 1149 год, что исключает вероятность возникновения данного названия в связи с именем другого русского князя. В русских летописях Ярославов двор известен так же именем «Княжого двора». Под именем Княжеского двора новгородский Ярославов двор назван и в иностранных источниках. В дошедших до нас новгородских «вечных грамотах» – вечевых актах – употреблялся первый вариант названия — «Ярославль двор» («на вече на Ярославле дворе»).
На Ярославовом дворище находилась одно из мест вечевых собраний. Начиная с 1149 года летописи часто упоминают вечевые собрания на Ярославовом дворе. Собрания проходили возле Николо-Дворищенского собора. С XV века, после утраты независимости и вывозе вечевого колокола в Москву на Дворище размещались дворы и приказы великокняжеских наместников. В XVII – XVIII веках, на месте Торга был выстроен Гостиный двор. В годы Великой Отечественной войны он был практически полностью разрушен, сохранилась лишь одна аркада. Именно она сейчас является символом Ярославова Дворища и Торга.

На Торговой стороне находится множество интереснейших архитектурных памятников XII –  XVII веков.  В основном все это наследие составляют уличанские церкви (церкви, построенные «уличанами» – жителями одной улицы). Чтобы увидеть их нужно изрядно поколесить по узким улочкам и дворикам. В конечном итоге мы добрались до древнего урочища Перынь, расположенного у самых истоков Волхова.  Здесь находилось одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян – капище бога-громовержца Перуна. После крещения Великого Новгорода, произошедшего в 991 г. на месте языческого капища был построен христианский храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами. Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу XII – началу XIII веков, и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Прямых сведений о его постройке нет, но предполагают, что ее построили в 1226 году,  когда в Новгороде находился князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского.

 Кстати именно со свержением Перуна, великого бога славян, который был круче греческого Зевса, римского Юпитера и скандинавского Одина, вместе взятых. В старину объяснялась причина частых столкновений новгородцев на мосту через Волхов. Легенда гласит, что когда новокрещеные новгородцы сбросили Перуна в Волхов. Один из них бросил Перуну, что тот «досыта поел и попил», издеваясь над его позорным отплытием Волховом из Новгорода. Разгневанный Перун замахнулся на него дубовой палицей и забросил ее на мост, крикнув людям: «Вспоминайте меня и бейтесь на мосту сем». Так и повелось.

Вот лишь малая толика сокровищ Великого Новгорода. Которые удалось посмотреть за пару дней.

2009 г.

Пилоралли (Раменки) 2009
ПРЕДЫДУЩАЯ Пилоралли 2009
СЛЕДУЮЩАЯ Витославлицы.
Витославлицы

Комментарии закрыты.