Северное Приладожье I.

17.12.2014

Ладожские шхеры.Северное Приладожье — уникальная территория, насыщенная интересными природными и рукотворными объектами. Можно потратить не одну неделю на осмотр ее достопримечательностей, и все равно в следующий раз обнаружить что — то новое, в равной степени прекрасное и удивительное. К сожалению, погода вела себя капризно: то слегка погреет, то основательно польет. Так что в середине фотографии мокрые и холодные, а по краям теплые и солнечные. На осмотр достопримечательностей, не считая дороги, у нас было всего два дня, поэтому и название «Северное Приладожье I», и я очень надеюсь, что обязательно будет «Северное Приладожье II».

Но, все по порядку. Поездка возникла из желания посетить мраморный карьер Рускеала и водопад Юкакнкоски. В процессе поиска в интернете, я набрел на сайт «Окрестности Петербурга«, где почерпнул для себя много интересного, как по выше названным достопримечательностям, так и по многим другим, расположенным вокруг Ладожского озера. После чего маршрут окончательно оформился. В дальнейшем к нам присоединились еще четыре машины, и в таком составе мы двинулись в путь.

День первый.

Дорога не заладилась: ремонты, аварии и сопутствующие им пробки просто преследовали нас. В результате путь до Приозерска, который обычно проходиться за 12-13 часов, мы еле осилили за 16.  В крепость Корела, в виду позднего времени времени мы уже не попали, а впереди еще лежал «Приозерский серпантин» и зубодробительный 46-и километровый участок грейдера. В этот момент стало окончательно ясно, что программа осмотра интересных мест первого дня провалена.  Хорошо бы вообще до гостиницы доехать в эти сутки.

«Серпантином» — этот участок дороги А-129 называют за некоторое сходство с горными дорогами. Дорожное полотно сужается и неистово петляет вдоль берега и между скалами. Обочины просто пропадают, и любой уход с асфальта чреват встречей со скалой или валуном, который запросто может оказаться больше вашей машины.  Много закрытых поворотов, где нужно быть особо внимательным, есть риск поймать «встречку».

Особенно впечатлил каскад маневров у озера Молодежное: короткий, резкий подъем вверх, резкое сужение дороги, поворот направо, сразу же налево и спуск.  В общем гнать тут может только псих или идиот, мы же ехали неспеша и внимательно глядя на знаки.

Грейдер начался где-то на 145-ом километре дороги. Это жуткая зубодробительная гребенка, разной степени разбитости. Сначала пытались ехать ближе к обочине, толку никакого, к тому же постоянно приходиться «ловить» машину, норовящую слететь в кювет. Попытки выбрать скорость движения, чтобы хотя бы пломбы не вылетали из зубов, дали лучший результат и привели к диапазону 30-40 км/ч.  При такой скорости график движения, и без того основательно проваленный, окончательно умер. А вместе с ним надежда лечь спать до полуночи.

К гостинице «Карлен» в Лахденпохья мы прибыли за полночь. Несмотря на это, нам был оказан самый теплый и радушный прием, все были накормлены, напоены и спать уложены. Сама гостиница тоже произвела приятное впечатление: хорошие, чистые номера и вкусная кухня.

День второй.

Несмотря на поздний приезд и заселение в гостиницу, на следующий день встали довольно рано. На общем совете решили: раз уж все пошло не по плану,  сосредоточиться на главном, посещение мраморного карьера и водопада Юканкоски, а остальное осматривать по обстоятельствам. Также было решено оставить на стоянке одну из L-200, после грейдера у нее появилась нездоровая вибрация и гул.  А ей до дома еще предстоит пройти 900 километров.

Также до выезда, мы успели познакомиться с одним хорошим человеком, капитаном катера «стриж» — Макаровым Валерием Васильевичем. И договориться на обзорную экскурсию по Ладожским шхерам.

 Рускеала.

В Рускеала прибыли около 10 часов. Народу было не слишком много, но мы узнали, что ожидают прибытия двух автобусов с экскурсантами. Срочно покупаем билеты, да-да время, когда карьером можно было любоваться бесплатно, давно прошло, и идем на маршрут осмотра.

Разработки мрамора начались здесь ещё во времена шведов, были приостановлены и заново начались в 1769 году при Екатерине II. Известно что только за период с 1769 по 1830 год здесь наломали около 200 000 тонн мрамора. Добытый мрамор использован при постройке Исаакиевского и Казанского соборов, Эрмитажа, Мраморного дворца, Михайловского замка, а также подземных залов станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».

Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок, общая протяженность которых составляет несколько километров. Затопили карьер финны перед началом советско-финской войны 1939-40 г.г. Документацию по выработкам уничтожили  и возможно соединили их с рекой Тохмайоки. После войны были попытки откачать воду из карьера, но они не увенчались успехом.

В настоящее время горный парк «Рускеала» — туристический комплекс. Основным объектом комплекса является заполненный естествеными водами мраморный карьер. Его протяжённость составляет 460 метров, ширина — от 60 до 100 метров, глубина — от 30 до 50 м.  Большая часть выработок затоплена, над водой остались лишь несколько штолен в северной части карьера. На дне осталась техника – кран, автомашины, мотоциклы, — представляющие интерес для любителей техно-дайвинга.

Впечатление карьер произвел колоссальное, скалы из серо-белого мрамора уходят в изумрудно-лазоревое озеро и скрываются в многометровой глубине, а гроты манят неизвестностью, завораживая  таинственной игрой света на мраморных сводах.  В безветренную погоду берега каньона очень красиво отражаются в спокойной воде.

В южной части каньона можно взять напрокат лодку, чтобы до браться до гротов и посмотреть каньон с воды. Нам не повезло. Несмотря на то, что народу было немного, очередь на лодки скопилась немалая, и мы решили ограничиться осмотром с берега. Далее мы посмотрели «сухую» штольню, вход в которую расположен в северной части парка, пройдя 80 метров под толщей породы и 50 метровую вертикальную пещеру, на дне которой даже летом не тает лед.

Потом мы отклонились от официального маршрута и, пройдя мимо старых саней для вывозки добытого мрамора, поднялись вверх по лестнице и вышли на дорогу.  Отсюда идет тропинка до Провала, но мы ошиблись и вышли к заброшенному заводу с печами для пережигания мрамора. Мы не любители техно-помоек, поэтому долго тут не задержались.

Потом мы вернулись на маршрут, где неожиданно познакомились с финнами, такими же заядлыми фотографами. Они почти не говорили по русски, мы по фински тоже кроме «спасибо» и стандартного картографического набора «лахта», «кола», «ярви» и т.д., тоже ничего не знали. И все мы плохо говорили по англицки. Но, как не странно, общению на тему, что и как сфотографировать это не мешало. После мы еще много фотографировали, и в результате пролетело столько времени, что когда мы вернулись на стоянку, вся наша команда уже давно сидела у машин. На недовольное ворчание некоторых граждан, что долго, пожал плечами. В конце концов я эту поездку планировал не для того, чтобы носиться с высунутым языком от точки к точке. И всех присоединяющихся всегда предупреждаю, что фотографировать буду столько, сколько считаю нужным.

Водопад Ахвенкоски.

Ахвенкоски  переводится с финского языка как — «Окунёвый порог». Но часто от местных жителей можно услашать название — «водопад у трех мостов». Река Тохмайоки на коротком участке трижды пересекает автодорогу.

Река Тохмайоки берет начало из озера Руокоярви (на некоторых картах Рускоярви) вблизи границы с Финляндией и впадает в Ладожское озеро близ поселка Хелюля. Длина Тохмайоки около 40 км. На реке множество порогов и небольших водопадов.

С трассы хорошо виден именно тот водопад, на котором снимали сцены из кинофильма «А зори здесь тихие».  Кроме него поблизости находится еще три очень живописных водопада, до которых можно добраться пешком.

Пока мы любовались водной феерией, подошла группа каякеров. Естественно, мы не могли пропустить это зрелище и задержались, чтобы посмотреть, как они проходят водопад. Зрелище вышло красочное и захватывающее.

Двигаемся дальше, путь лежит в строну Олонца по дороге А-130 (на последних картах может обозначаться А-121 «Сортавала»). Постепенно дорога приближается к Ладоге, сначала довольно прямая, она становиться все более извилистой, по бокам вырастают крутые каменистые склоны, поросшие елями. Как все это напоминает уже пройденный «Приозерский серпантин». Через некоторое время она делает пару резких поворотов и, пройдя теснину , выводит на берег залива Кирьявалахти — самую северную часть Ладоги. Очень красивое и живописное место, узкое и извилистое шоссе идет по кромке обрыва, огибая нависающие слева скалы, справа внизу блестит водная гладь Ладоги. К сожалению, мы упустили нужный для фотографии свет 😥 .

Ляскеля.

Постепенно доезжаем до поселка Ляскеля. В животах изрядно урчит, все проголодались. Перед мостом через реку Янисйоки нашли уютное кафе с большой верандой. Решили, обедаем здесь.

В кафе явно не ожидали такого наплыва голодных туристов, поэтому пришлось довольно долго ждать. Пока ждали, желающие прогулялись и осмотрели порог, который находится прямо под автомобильным мостом. Перепад высот здесь около 10 метров, длина порога приблизительно метров 50.

Рядом с порогом находится здание целлюлозной фабрики, построенной в 1899 году.  Потрясающе, но на фабрике до сих пор работают бумагоделательные машины, пущенные в эксплуатацию более 100 лет назад. Электроэнергию фабрика получает от собственной гидротурбины, которая приводится в действие водой, отведенной от плотины по специальному каналу.

 Юканкоски.

Плотно подкрепившись, двигаемся дальше. Дорога отличная, недавно заасфальтированная, поэтому довольно быстро добираемся до развилки Пряжа — Олонец. Через 2,5 километра съехали на лесовозную дорогу, некоторое время ехали по ней. Дождей не было, поэтому полный привод не понадобился в принципе. На последнем 3-х километровом участке дорога перешла в узкую, извивающуюся между кустами и деревьями «козью» тропу с элементами легкого каменного триала. Для одной из машин этого оказалось достаточно. Дальше она двигаться не могла и ее пришлось запарковать в ближайших кустиках. Неспеша двигаемся дальше и вскоре выезжаем на поляну рядом с водопадом. Все, цель достигнута, дальше нужно совсем немного пройти пешком.

Водопад Юканкоски находится на реке Кулисмайоки и имеет высоту чуть более 16 метров, что является рекордом для южной Карелии. В обиходе встречаются два названия. Юканкоски — которое переводится как «водопад Юкки» или «порог Юкки», видимо от  названия ближайшего хутора Юканконту, название которого можно перевести как «Усадьба Юкки» (Юкка — финское мужское имя, соответствующее русскому Иван). И «Белые мосты» — когда то здесь была старая финская дорога и мосты из белого камня, через два рукава Кулисмайоки. На сегодняшний момент от мостов остались слабо различимые развалины, а среди деревьев еще можно различить выложенный камнем откос дороги.

Подход к водопаду оборудован деревянной лестницей с перилами, довольно крутой, с подгнившими местами ступеньками, так что зевать во время спуска не стоит. Спускаемся, и вот водопад предстает перед нами во всей красе и величии, с рокотом сбрасывая вниз белопенные потоки. Только правильней наверное будет сказать:»Мы предстали перед величественным творением природы, видевшим многие и многие поколения людей».

Но это еще не всё. Кулисмайоки, как я писал выше,  в этом месте имеет два рукава: более мощный, основной водосброс и второй водосброс, на котором стояла мельница — совсем небольшой, но тоже интересный. Чтоб добраться до него — пришлось перебраться через основной рукав реки по стволу сосны, вдоль которой кто то протянул трос (спасибо большое тому или тем кто это сделал) и немного пройти по тропинке к второму водопаду. Там же, у второго водосброса, хорошо виден выложенный камнем откос старинной финской дороги и останки моста.

Когда мы, вдоволь налюбовавшись, вернулись к машинам, вспомнили о времени, точнее о том, что утекло его очень много. Вспомнили и о том, что у нас заказан ужин в гостинице, на который мы уже опоздали. Это не считая того, что нам до этой самой гостиницы пару-тройку часов добираться. Позвонил в гостиницу, извинился за опоздание, услышал ответ и еще раз убедился, что с выбором места проживания мы не ошиблись.

Когда, наконец, во втором часу ночи мы приехали в гостиницу, нас ждали, быстро накрыли стол и вкусно накормили. Ни одного косого взгляда или недовольного жеста, лишь один раз посетовали, что разогретое не такое вкусное как свежеприготовленное.  Спасибо им огромное, повару и двум девушкам — официанткам, которые ждали нас до второго часа ночи. Само собой на чаевые мы не поскупились.

 День третий.

Утро третьего дня — расплата за день прошедший. 🙂 Приехали мы, я уже писал во сколько, пока поели, пока легли, а на экскурсию по Ладожским шхерам мы записались на 8:30. К тому же погода за ночь изрядно ухудшилась, и с неба моросил мелкий дождик. Три экипажа по разным причинам отказались в полном составе,  а самые стойкие, зевая с риском вывихнуть челюсть и кутаясь в дождевики, потянулись к причалу.

Ладожские шхеры.

Ладожское озеро — крупнейшее пресноводное озеро в Европе. В древнерусской Несторовой летописи XII века упоминается как «озеро великое Нево». В древних скандинавских сагах и договорах с ганзейскими городами озеро именуют Альдога. Название Ладожское озеро входит в обиход с начала XIII века.

Площадь озера без островов составляет от 17,6 тысяч км² (с островами 18,1 тысяч км²); объём водной массы — 908 км³; длина с юга на север — 219 км, наибольшая ширина — 138 км. Глубина в северной части от 70 до 230 м, в южной — от 20 до 70 м. В Ладожское озеро впадают не менее 40 рек и крупных ручьёв, а вытекает одна — река Нева.

Ладожские шхеры тянуться вдоль северо-западного и северного побережья от острова Кильпола возле населённого пункта Берёзово на западе до города Питкяранта на востоке. Наиболее крупные острова Ладожских шхер — Кильпола, Кухка, Соролансари, Лауватсари, Путсари, Риеккалансари.

Но как только мы отошли от причала, зевоту и сон как рукой сняло. Валерий Васильевич оказался прекрасным рассказчиком и ходячей энциклопедией своего края в целом и Ладоги и шхер в частности. За время экскурсии мы узнали массу интересных фактов про озеро, про шхеры, про то, что здесь происходило в прошлом.

Декорации к рассказам капитана были просто потрясающие. Природа не умеет халтурить, и если она что-то создает, то это непременно шедевр. Катер медленно двигался по настоящему лабиринту между громадами скал и гранитных утесов, отвесно уходящих в холодные глубины, и покатыми каменными спинами островов. Некоторые из скалистых, поросших лесом гигантов вздымаются над озером на высоту до 100 метров.

Правда запечатлеть этот шедевр нам основательно мешал мелкий моросящий дождик, который моментально заливал объективы, стоило только выйти на палубу. Не помогало ничего: ни бленды, ни чехлы или другие ухищрения. Два снимка подряд с подветренной стороны или один с наветренной, и все, дальше в каюту, удалять воду с объектива. Хорошо, что дождь все же был не сплошной, а зарядами, и были моменты, когда можно было снимать относительно комфортно.

Вернулись довольные до невозможности,  такие впечатления остаются на всю жизнь.

В гостинице нас уже ждали пришедшие в кондицию три экипажа, не поехавшие на экскурсию, и мы, позавтракав, выехали в Приозерск.

Приозерск.

Едем в Приозерск, впереди нас ждет зубодробильный грейдер, сдобренный обильным дождем. Пыли нет, и вроде как помягче, особенно если по обочине идти, но  это чистой воды обманка. Песок на обочине напитался водой и ведет себя под колесами как болотная жижа, легко уводя машину с курса. От такой езды удовольствие ниже среднего, да и тряска хоть и стала поменьше, но никуда не делась. После некоторых проб и экспериментов опять приходим к скорости 30-40 км/ч.  Таким темпом до цели тащились два часа.

По прибытию в Приозерск мы разделились. Те, кто приехал в первый раз, отправились на экскурсию в крепость Корела, наш экипаж решил посетить городской парк. Доехать до парка человеку, не знающему дороги, оказалось непросто, но в конце концов, немного покрутившись по городу, мы добрались до лодочной станции, где смогли оставить машину на охраняемой стоянке.

Городской парк отдыха  расположен  на территории острова Каменистый. Пешком от лодочной станции до парка совсем немного, всего 200 метров. Место само по себе очень красивое, об этом позаботилась сама природа: вековые деревья, гигантские валуны и плеск волн, предают этому месту романтическое очарование.

К сожалению, парк сильно запущен и  больше напоминает джунгли, если тут что-то и было, то на момент нашего посещения, давно сгнило и пришло в упадок. Очевидно у администрации города есть какие то более важные дела, чем место отдыха горожан. И все же мы здесь задержались, даже в таком ужасном состоянии парк располагает к неспешной созерцательной прогулке. Погоду вот только бы получше.

После прогулки встречаемся с остальными и едем обедать в ресторанчик, расположенный напротив крепости. Качеством готовки и обслуживанием остались довольны.

Обратная дорога прошла ожидаемо плохо, грейдер так достал, что когда мы наконец достигли гостиницы, на общем совете было единогласно решено ехать домой по другому берегу Ладоги. Расстояние в полтора раза больше, зато по нормальному асфальту.

День четвертый.

Ладога.

Возвращение было долгим и тяжелым. Несмотря на отличную дорогу и прекрасную погоду, двигались достаточно медленно. Одна и «элек» чувствовала себя все хуже и хуже, машину сотрясали сильные вибрации при попытке ехать быстрее 80 км/ч.  В шестистах километрах от Москвы машине стало совсем плохо и мы были вынуждены остановиться,  попытались ее реанимировать. Пока разбирались с машиной, собрали совет и решили разделиться: две клубные машины остаются с поврежденной, две другие идут отдельно, пусть хоть они приедут домой нормально.  Одна машина ушла, вторая осталась.

Потом еще была грандиозные пробки в Вышнем Волочке, Твери и в Клину — собрали все, что смогли. В Солнечногорск решили даже не соваться и в Клину ушли на бетонку: мы направо, остальные налево. Оставшееся расстояние до дома прошли без приключений.

 И в заключение…

Как я писал вначале, я очень надеюсь, что обязательно будет «Северное Приладожье II», из — за разных неурядиц мы не увидели и четверти запланированного.  Хотелось бы еще раз взглянуть на Ладожские шхеры или приехать в Рускеала зимой, чтобы полюбоваться красивой подсветкой и покататься на коньках на таком необыкновенном катке.

 2012 г.