Путешествие на выходные или в Кронштадт через Выборг.

08.07.2011

Сайменский канал.

Эта маленькая авантюра возникла после объявления в прессе, о снятии строительных лесов с Морского собора в Кронштадте. В последнее время мне частенько не везло, только я собирался, куда-нибудь, как там начинались реставрационные работы, и главный объект съемки представал упрятанный в строительные леса. Конечно, как патриот я радовался, что еще один исторический памятник будет отреставрирован и сохранен для потомков, но как фотограф-любитель, я уезжал весьма разочарованный результатом поездки.

Так в Кронштадте я бывал ранее, но величественный собор Николая Чудотворца, всегда представал укутанный строительными лесами. А тут такой случай! Решение было принято сразу и в ближайшую пятницу, сговорившись с друзьями, взяв с собой фототехнику, пару термосов и стратегический запас котлет и пирожков, мы отправились в путь.

Трасса М10 многократно изъезженная во всех направлениях, никаких сюрпризов не поднесла, все такое же паршивое покрытие на перегоне Торжок – Вышний Волочек, и в районе Великого Новгорода, обязательные засады ГИБДД в Ново-Мелково и Эммаусе (вот сколько там езжу, всегда стоят, в других местах, бывает стоят, бывает нет, а тут всегда и в любое время — стоят). Еще некоторое количество засад по кустам и подворотням в других местах, в общем, все как всегда. Правда, надо отдать должное, технический уровень засад значительно вырос. На смену старому, доброму, ручному радару пришли автоматические камеры. Теперь вместо, охваченного азартом охоты инспектора, сидящего в кустах с окаянным прибором в руках, можно видеть комфортно расположившихся в машине сотрудников ГИБДД, поедающих снедь из ближайшего Макдональдса, если таковой имеется в округе, и не менее азартно глядящих на экран ноутбука. Прогресс на лицо!

Что касается потенциальных возможностей для нарушений, то их сколько угодно. М10 на своем пути проходит через такое количество населенных пунктов, что выбор не богатый, либо долго и нудно ползти, соблюдая скоростной режим, либо плюнуть и топить в разумных пределах, рискуя нарваться на засаду или получить потом письмо «счастья» по почте. Тут каждый сам для себя решает…

Ну, так или иначе, около пяти часов утра мы были уже в 10 километрах от Питера, где и заночевали прямо в машине около заправке Газпрома. Кстати очень приличная оказалась заправка, приятно удивило наличие одноразовых кругов в туалете и общая чистота санузла. Проспав 3 часа, приведя себя в порядок и попив кофе, мы отправились на Васильевский остров, где у одного из участников нашей спонтанной мини-экспедиции были дела личного характера. Через пару часов, мы снова собрались вместе, и тут меня посетила мысль, что интереснее было бы снять собор с ночной подсветкой. Таким образом, у нас внезапно образовалось около 10 часов, и мы поехали в Выборг.

Конечно, за 10 часов с учетом дороги, абсолютно невозможно, осмотреть Выборг. Всего в городе сосредоточено более 300 различных памятников: архитектурных, исторических, скульптурных, археологических, садово-паркового искусства. По этому, осмотреть успели улицу Крепостную, застроенную невысокими домами, в основном XVII-XIX века, выложенную булыжником, и кажется, состоящую из сплошных горок. И средневековый замок, главная башня которого — башня Святого Олафа, как и следовало ожидать оказалась в лесах. Очередной раз «повезло».

С башни открывается прекрасные виды на город, и Выборгский залив. Хотя для того чтобы все это увидеть придется попотеть, лифты в средние века не делали, а высота ее 49 метров. Но зрелище несомненно стоит затраченных усилий .

В замке расположен Выборгский краеведческий музей, который включает в себя шесть экспозиций посвященных истории Выборга и Карельского перешейка в целом.

Также, здесь расположен музей подводной археологии. Основная экспозиция посвящена морскому сражению состоявшемуся 21-22 июня 1790 года в Выборгском заливе. В ходе которого российский флот под командованием Василия Яковлевича Чичагова, не потеряв ни одного судна, нанес поражение шведскому флоту. Потери противника были столь серьезными, что он окончательно утратил господство на Балтике

В залах музея можно видеть фрагменты шведских кораблей поднятых со дна Балтийского моря, орудийные лафеты, пушки и множество других экспонатов, связанных с бытом военных моряков того времени.

В одном из помещений замка находится Выборгский клуб исторической реконструкции, где можно пощупать и примерить доспехи, подержать в руках меч. Конечно все это новодел, но атмосферу передает точно. И если есть возможность, то хотя бы раз в жизни надо побывать на одном из турниров или фестивалей, которые ежегодно проводятся в Выборгском замке.

После осмотра замка, мы выехали из города через северо-западную окраину и сделав небольшой крюк, добрались пересечения трассы «Скандинавия» с Сайменским каналом Вдоволь налюбовавшись прекрасным видом на канал, открывающимся с моста, мы нашли съезд в лес и по ухабисто-каменистому направлению, доползли до берега канала. Тут, в укромном местечке, мы решили сделать санитарно-гигиеническую остановку — помыться, побриться и сменить одежду.

День неуклонно катился к концу, и все чаще стала посещать мысль об ужине. Стратегический запас котлет и пирожков еще не был исчерпан, но очень хотелось горячей пищи. И мы направились в Репино, где отменно поужинали в ресторане «Медведь». После чего, сытые и довольные поехали в Кронштадт.

Дорога в Кронштадт сама по себе замечательна, точнее та ее часть, что проходит по огромной 17 километровой дамбе, пересекающей Финский залив и защищающей Санкт-Петербург от наводнений. С нее открываются неплохие виды на залив и форты.

И вот мы у цели нашего путешествия, солнце еще не зашло и мы немного побродили по Якорной площади, попрыгали и загадали желание на уникальной чугунной мостовой и потерли нос медведю на памятнике адмиралу Макарову. А с закатом, мы увидели то зачем стремились сюда, Морской собор на фоне вечернего неба и с ночной подсветкой. Хотя у собора она оказалась, на мой взгляд, слабовата, памятник адмиралу Макарову подсвечен гораздо более интересно. И тем не менее, он впечатляет, и размерами и красотой, четко рисуясь на фоне темно синего неба.

Вообще, в Кронштадте, наверное, каждый камень имеет историческое значение, а сам город и есть История с большой буквы. И конечно, нужно намного больше времени, чтобы по-настоящему увидеть Кронштадт. Но в данном конкретном случае нашей целью был Морской собор. Достигнув ее, мы вернулись на Газпромовскую заправку на М10, и проспали в машине до 8 часов утра. Остальная часть пути до дома прошла без приключений, и в воскресенье, около 16 часов, мы были уже дома.

 

2009 г.