Новый год в стране тысячи озер.

24.11.2010

Панорама озера Курёсиярви

Суоми — страна тысячи озер (вообще их около шестидесяти тысяч), очаровательная северная соседка, завораживающая своей совершенной северной красотой.

Страна имеет два названия, отражающих ее историю и природные особенности: «Финланд» или «Финляндия» досталось от шведов и наиболее хорошо известно иностранцам. Финское название — Суоми — происходит от названия одного из финских племен (в русских летописях «сумь»), вокруг которого сформировалась современная нация, а оно в свою очередь — от слова «суо», что означает «болото». Так что, исходя из самоназвания, можно было бы окрестить ее и «Страной болот», но это было бы куда менее поэтично.

Когда говорят о Финляндии, каждый представляет себе что-то свое: круизы на паромах, реки и озера с замечательными рыбалками, сауну, уху на молоке, ледяные дома и упряжки с оленями, сказочных Муми-троллей, Йоулупукки (он же Санта-Клаус) и Лапландию, доброжелательных, немного замкнутых и неторопливых жителей.

И вот, что бы увидеть все своими глазами, мы решили провести Новый год и часть зимних каникул в стране тысячи озер.

Стартовали на двух машинах, 29 декабря около 11 часов дня. Несмотря на поздний старт, шли довольно быстро, дорога оказалась на удивление свободной от дальнобойщиков, так что сдерживающим фактором была только погода. А погода выдалась довольно не приятная, частые снежные заряды ощутимо снижали видимость, а каша из снега и щедро разлитого антигололедного реагента вздымаемая попутными и встречными машинами, за считанные минуты забрасывала фары так, что становилось непонятно — работают они или нет. Добавьте к этому темноту, довольно глубокие выбоины (особенно в районе Великого Новгорода), отвратительную дорожную разметку — и вы получите полное впечатление о том, как пришлось «драть глаза». После Питера ситуация значительно улучшилась, трасса «Скандинавия» оказалась значительно чище и хоть и не широкая, но с хорошим покрытием.

В результате до гостиницы «Медведь» в Торфяновке добрались за 11 часов. Быстренько заселились, и голодные устремились в бар-ресторан. Там нас встретил просто уникальный официант, то ли обкуренный, то ли обколотый, толи просто финалист конкурса «самый тормозной и бестолковый». Перепутать он ухитрился практически все, от количества столовых приборов, до заказанных блюд. За соседним столиком люди вообще не дождались заказа и, ругаясь, ушли. Из разговора с ними поняли что они ждут заказанного уже более полутора часов, но нам «повезло», за каких то сорок – пятьдесят минут мы дождались части заказанного, правда первое принесли после второго и десерта, к тому же частично не то что заказывали, но ругаться уже не было не сил, не желания. Еда надо отметить была вкусная, так что, быстро подкрепившись, сказали официанту все что думаем и отправились спать. Про саму гостиницу могу сказать, что текущие и расшатанные краны и сквозящие окна, не соответствуют уровню цен и некоторой пафосности. Короче, переночевать сойдет, да и до границы рукой подать. Но не более того.

Встали довольно рано и позавтракав, пристроились в хвост очереди на границу. Очередь шла не спешно, и вспомнив, что мойки в Финляндии работают исключительно за евро, решили помыться за рубли. Пока одна машина стерегла очередь, другая мылась. Благо мойка расположена очень удобно. Как потом выяснилось, очень правильно сделали, т.к. моек мы у финнов так и не увидели. Да зачем они им, дороги у них очень чистые, поэтому когда очередной автопоезд обдавал нас облаком брызг, машина становилась не грязней, а чище. Грязными наши машины стали только после возвращения на Родину.

Пограничники и таможенники обеих стран вели себя исключительно корректно и доброжелательно. Российскую таможню и пограничников прошли быстро, и попали на нейтральную территорию. Проехав Дьюти-фри, мы направились к финской границе. На финской стороне защитников рубежа Единой (почти) Европы интересовала только наша «гринкарта» и паспорта. Поцокав языком и одобрив выбор места отдыха нас пропустили. На машину они даже не взглянули, не говоря о том, чтобы досматривать что-то. 5 минут формальностей — и мы уже в Финляндии. Почему так? Не знаю. Некоторые машины досматривали серьезно, чуть ли обивку салона не снимали.

Когда мы пересекли границу, температура воздуха была чуть ниже нуля. Неприятно удивило почти полное отсутствие снега и не замерзшие озера. На счет озер, как потом выяснилось, мы ошибались, но об этом позже…

Дороги в Финляндии везде одинаково хорошие, покрытие везде ровное и можно не опасаться, что за поворотом влетишь в яму и оставишь в ней пару деталей подвески. Обочин как таковых во многих местах нет, либо отвесная скальная стена, либо кювет с валунами размером с джип или больше, так что если слетишь с дороги, то мало не покажется.

Наш путь лежал от Ваалима через Хельсинки, Тампере в деревню Килваккала, на берегу живописного озера Курёсиярви. На большей части дороги ограничение 80-100 км в час зимой и 80-120 км в час летом. Уверенные, что все финны соблюдают правила дорожного движения, особенно скоростной режим, мы строго контролировал скорость по спидометру и были похожи на пожилых дачников из Скандинавии, которые и сами не едут и другим мешают. А финны, тем временем, бодро обгоняли нас и мчали дальше. Короче, скоростной режим тут нарушают повсеместно, сплошные Микки Хаккинены. Что касается остальных правил, то большинство финнов водят очень аккуратно: не подрезают, никогда не гудят в спину, не «садятся на хвост», пропускают пешеходов и не прут по встречной полосе.

Сразу обратили внимание на расположение указателей, которые у них частенько стоят чуть ли не на самом повороте, так что читать и поворачивать приходилось почти одновременно. А наличие двух языков, финского и шведского, вообще вызывало восторг,  т.к. на карте могло быть написано название на финском, а на указателе на шведском, и что в полнее естественно, они вообще не созвучны и не сопоставимы. Карту Финляндии для GPS, бегая за подарками, провиантом и прочими важными вещами, купить я забыл, так что жена, обложившись тремя картами, усиленно пыталась сопоставить названия населенных пунктов, по нашему маршруту. Когда мы обгоняли очередную фуру, ее водитель, увидев с высоты своего положения эту картину, нашел ее весьма забавной и долго ржал повалившись на руль, а фура тем временем совершала странные телодвижения на дороге.

В конце концов мы все же проскочили один поворот, но быстро сориентировались и поехали в нужном направлении. Правда, при этом чуть не ухитрились устроить ДТП с участием двух российских автомобилей. В принципе произошло недоразумение, привыкнув что у нас светофоры на перекрестках дублируются, мы не ожидали что у финнов на двух полосах в одном направлении правый светофор для одной полосы, а левый для другой. И вот выезжая из-под моста на право и видя левый зеленый светофор я начал разгон, и тут, уже выехав на полосу, я увидел, что правый светофор горит красным. Времени было мало, а нарушать не хотелось, к тому же большинство перекрестков оборудовано камерами, в общем тормозить пришлось довольно резко. В это время моя подруга выезжая из под моста, тоже видела зеленый светофор и мою набирающую скорость машину. И естественно тоже начала разгоняться, красный светофор за моим джипом она вообще не видела, по этому мое резкое торможение оказалось полной неожиданностью. Она конечно тоже попыталась затормозить, но было уже поздно, мои запоздалые попытки убрать свой зад из под удара, тоже ничем не помогли. Ей пришлось уходить в левую сторону, а там тихо и мирно ехал какой то финн. Ему тоже пришлось уворачиваться от несущегося на него пикапа. В общем, масса впечатлений и у нас и у финна. Хорошо, что финн оказался не злобный и в полицию на нас не настучал.

Кстати, на всем пути мы не встретили ни одного полицейского, ни в засаде, ни с радаром, вообще никого. Ни на въезде в столицу, ни в других городах у них нет полицейских постов, устраивающих пробку на 10 километров сужением трассы. Зато есть множество фото- и видеокамер. Часть из них регистрирует нарушителей скоростного режима, их улов попадает в отделения полиции. На дороге, на которой ведется автоматическое видеонаблюдение, выставляется яркий, желтый предупредительный знак. А фотокамера может располагаться и сразу за знаком, и в нескольких километрах от него. Финнам (в отличие от наших ГИБДДешников) важно не столько поймать, сколько предотвратить. Ведь увидев предупреждающий знак вы снизите скорость выискивая фотокамеру. Кстати желтый знак означает начало видеонаблюдения. За ним могут располагаться несколько камер с интервалом в три-пять километров.

К тому же, новые видеокамеры не измеряют скорость автомобиля непосредственно перед объективом, а фиксируют время прохождения дистанции между соседними камерами. Так вычисляется средняя скорость машины на участке дороги. Финские полицейские озабочены тем, что местные жители хорошо знают расположение камер на дорогах и в нужном месте просто жмут на тормоза, уходя от штрафа. При превышении средней скорости штрафа избежать не удастся.

Другая часть камер видеонаблюдения ведет непрерывную съемку состояния дорожного покрытия для сайта Дорожного управления Финляндии. Снимки финских дорог выкладываются на сайт в реальном времени на liikennevirasto.fi.

Для просмотра перейти по ссылке и справа поставить галочку Kelikamerat. На карте появятся значки камер, по клику на которые появляется окошко с фотографией дороги в этом месте. В этом же окне можно выбрать направление и время просмотра.

Есть также устройства для самоконтроля скорости, это такие табло с радаром, показывают тебе с какой скорость ты едешь. Так что можно и спидометр проверить, и нарушения избежать.

Удивительно, но на автобанах заправочных станций мало, тогда как на второстепенных дорогах их достаточно много. Почти все, что нам попадались – автоматические, и хорошо, если на колонке есть выбор языка, как например, на колонках сети заправок ABC, тут даже великий и могучий в наличии. А в глубине страны мы столкнулись с тем, что на заправках нет даже английского, все на финском. Попытка понять, что там написано, приводит к выносу мозга, а попытка выговорить к недельному параличу языка. Благо финны дружелюбный и отзывчивый народ, по крайней мере, нам попадались только такие, либо на ломаном английском, либо на универсальном языке жестов, всегда можно договориться и получить помощь.

На сайтах многих туроператоров пишут что, чуть ли не все финны знают английский и многие русский, на самом деле это полное вранье, призванное успокоить туристов и вселить в них некую уверенность в отсутствии языкового барьера. На самом деле как повезет, далеко не все финны знают английский, или же знают довольно плохо, и иногда объясняться приходилось на языке жестов. При этом иногда возникали просто комичные ситуации. После того, как очередной финн, наконец понимал, что от него хотят, он начинал бегло вещать на финском, очевидно в полной уверенности, что нам, это все предельно ясно. Про знание русского вообще говорить не приходится, за все время мы встретили одну единственную девушку, говорящую на русском, пусть с сильным акцентом, но вполне понятно. Да, еще на рыночной площади в Тампере, мы встретили продавца который умел говорить — «спаасиибо». Впрочем, наши познания в финском, тоже ограничивались словом «киитос» (kiitos) – «спасибо».

В Килваккалу мы прибыли уже в полной темноте. На въезде в деревню один единственный фонарь освещающий въезд и указатель. В самой деревне освещение есть у каждого дома, как правило, у входа на участок и у дверей расположены энергосберегающие светильники. Не очень яркие, но дающие достаточно света, чтобы видеть. Зато деревня вечером и ночью имеет какой то завораживающий, сказочный вид.

Как водится, проскочили мимо нужного дома и постучались в другой. Вышедшему улыбчивому молодому человеку, как пароль сказали имя хозяина коттеджа в который едем. Улыбаясь, жестами он объяснил нам, как проехать к нужному дому, не на английском, не на русском он не говорил.

И вот мы у нужного дома, после необходимых формальностей и представлений, двигаемся за машиной Матти к месту нашего жилища, находящегося в полутора километрах от деревни, на берегу озера Курёсиярви. После короткого инструктажа по пользованию камином и сауной, и прочим оборудованием, он уезжает, и мы начинаем разгружать машины, перетаскивая вещи, продукты и подарки.

Разместившись по спальням, распаковав сумки и уложив продуты в холодильник, уже изрядно уставшие, не спеша ужинаем и ложимся спать.

Утро, 31 декабря. Выспавшиеся и бодрые завтракаем, и приступаем к подготовке новогоднего вечера, попутно исследуя дом и близ лежащую территорию. Ночь была морозная и с высокой влажностью, она покрыла машины, кусты, деревья и все вокруг настоящей шубой из кристаллов льда. Последующие ночи были еще холоднее и каждое утро нас встречало блеском серебра.

Дом впечатляет как продуманностью конструкции, так и оснащением. В нем есть практически все, что можно пожелать. Уютные спальни, прекрасно оборудованная кухня, традиционная сауна и не менее традиционный лофт, который тут же был оккупирован детьми. Просторный холл с камином и настоящей, живой новогодней елкой, которую заботливо поставил Матти, к нашему приезду.

Интересно, что дом имеет довольно значительную площадь остекления. Все двери на улицу, а в доме их три, не сплошные, а на половину застекленные. В холле одна стена является окном, через которое открывается прекрасный вид на озеро, до которого всего двадцать метров.

При этом в доме отсутствуют радиаторы отопления, все тепло в доме исходит от теплого пола на первом этаже, а продуманность конструкции позволяет ему беспрепятственно распространяться по всему дому. Так что, не смотря на большую площадь окон, в любой части дома очень тепло и уютно.

Около двух часов дня идем гулять, на улице -16. Снега конечно маловато, но не замерзшее, как нам казалось, озеро, на самом деле было сковано льдом способным выдержать автомобиль. Просто оно настолько чистое, что не покрытый снегом лед, даже с небольшого расстояния, запросто можно спутать с не замерзшей водой, в которой плавают льдинки. Он настолько прозрачный, что через него как через стекло, можно видеть дно на глубине двух-трех метров. Даже выходить на него страшновато, кажется, что он совсем тонким.

Заборов тут нет вовсе, а вместо них живые изгороди, а то просто какие-нибудь декоративные кустики. Повсеместное их отсутствие очень положительно сказывается на окружающих видах. Ничто не останавливает взгляд, и совсем небольшая территория, окружающая дом кажется просторной. Селятся финны обособленно. Их дома разбросаны на большой территории и гармонично вписываются в пейзаж.

Стемнело довольно быстро, уже к четверти пятого и после  прекрасного заката, наступила ночь.  Стало холодно и мы отправились домой, чтобы занялться подготовкой к новому году. Новый год встретили в тихом и уютном семейно-дружеском кругу. Причем сделали это дважды: по-фински (он на час раньше) и по-русски. Правда было немного не привычно без речи президента, гимна и флага, но в этой части Финляндии русского телевидения нет. Финны тоже справляли новый год, и мы вдоволь налюбовались фейерверками, которые запускали со скалистого острова посреди озера.

Первый день нового года порадовал нас хорошей зимней погодой, умеренным морозцем и солнечным небом. Неугомонные финны, пока мы за завтраком сонно потягивали чай, уже вовсю носились по льду озера на каких то санях, играли в хоккей, или просто катались на коньках. Люди постарше, шагали по дорожкам с лыжными палками в руках, но без лыж. Говорят, что это очень полезно для позвоночника.

Часто слышу, что финны суровые, замкнутые, хмурые и медленные. И что это их национальная особенность. Мы видели дружелюбных, улыбающихся людей. Где бы мы ни были: в магазинах, на заправках или других местах, всегда не дежурная улыбка и о`кей. Еще хочу отметить просто какую то гипер-ответственность. Нам всегда помогали, на заправках, стоянках, в магазинах рекомендовали какие продукты лучше купить. И нас не бросали до тех пор, пока либо не помогали нам, либо не находили человека, который может помочь.

Последующие дни наполнены прогулками, свежим воздухом и спокойствием. Любуемся природой и наслаждаемся чистотой. Влажность довольно высокая и за ночь деревья, кусты, машины и другие предметы одевались в шубу из ледяных кристаллов. В один из дней, 5 января, наблюдали перед рассветом необычайно красивое небо. Несколько часов после этого все вокруг было залито приятным лиловым светом. Потом небо стало синим и на нем одновременно соседствовали луна и солнце.

Обратили внимание на большое количество лошадок, по крайней мере в этой местности. Вдоль многих дорог есть отдельные дорожки для езды на конных повозках и экипажах. Сами лошадки небольшие, с густой шерстью и умеют очень ловко добывать пропитание из под снега.

Обойдя пешком окрестности, начинаем делать вылазки на машинах, посещая более удаленные места. В одну из таких поездок добрались до Икалинена – небольшого туристического комплекса расположенного на живописном берегу озера. Горнолыжный склон не работал из за малого количества снега, но подняться на гору все равно стоило, с нее открывается прекрасный вид.

Вечерами парились в сауне. Сауна у финнов это не просто баня, это ритуал, религия. Достаточно заметить что, при населении чуть более пяти миллионов, в Финляндии около двух миллионов саун.

В последний день отпуска посетили город Тампере, довольно крупный по местным меркам населенный пункт. Еще на подъезде к городу, бросилось в глаза, что вода — неотъемлемая часть Тампере. Посмотрев на карту, я увидел, что с севера город окружают е просторы озера Нясиярви, на юге — Пюхяярви. Общее число больших и малых озер рядом с городом достигает двухсот.

Прямо в центре города расположена замечательная зона отдыха. Ледниковый период оставил городу высокую каменную гряду Пююникки. На которой выросли пышные ельники и устремленные ввысь сосновые боры. На самом высоком месте гряды стоит смотровая башня.

На следующий день, 6 января, попрощавшись с хозяевами, мы стартовали в направлении дома. Провожала нас Суоми обильным снегопадом, который не прекращался до самой границы. Границу пересекли за 40 минут, быстро осмотрев машины и проштамповав паспорта финны пропустили нас в сторону родной границы. На Российской границе все прошло не так гладко. На осмотр того же количества людей и машин, у вчетверо большего, чем у финнов, количества российских служащих ушло 4 часа.

Проведя еще оду ночь гостинице «Медведь», рано утром 7 января, мы выехали в сторону дома. Грязные обочины, липкая взвесь из антигололедных реагентов и песка висящая над дорогой, все привычно и предсказуемо. В первой половине дня погода радовала солнышком, а вот вторая, встретила нас сильным снегопадом и ветром, дорогу завалило так, что образовалась настоящая колея, глубиной до 20 сантиметров. Так что домой добрались, позже чем рассчитывали, но зато без приключений.

2008-2009 г.г.